RTV International

Практически все российские СМИ во вторник пишут о первом президенте России Борисе Ельцине, который накануне скоропостижно скончался на 77-м году жизни. Говоря о противоречивости характера и поступков Бориса Ельцина, СМИ единодушны в комментариях – вместе с Борисом Ельциным ушла огромная эпоха, полная великих потрясений, успехов и поражений.

Главной заслугой Ельцина пресса называет свободу, а ошибками – войну в Чечне и приватизацию. Наиболее интересные цитаты из публикаций газет приводит сайт Заголовки.ru.

Иностранная пресса также обсуждает неоднозначную фигуру первого президента России, расставляя свои акценты. Но большинство из них сходятся во мнении, что главная заслуга Бориса Ельцина - это развал СССР, а худшая его ошибка - выбор Владимира Путина в качестве преемника.

- СМИ России: его заслуга – свобода, его ошибки – Чечня и приватизация
- СМИ Запада: его ошибка - это Путин

В среду, 25 апреля, в России объявлен национальный траур. Первый президент России будет похоронен на Новодевичьем кладбище столицы.

Общероссийские телерадиовещательные компании будут в прямом эфире транслировать церемонию похорон Бориса Ельцина.

СМИ РФ о заслугах и ошибках Ельцина

Политик - не человек, пишет "Московский комсомолец". Чем крупнее политик, чем больше он значит в истории, тем меньше у него человеческих прав. К кому угодно относится правильная великодушная формула: о мертвом либо хорошо, либо ничего. Но историческая фигура лишена этой милости, отмечает издание. Восемь с половиной лет он был президентом России и ни разу (как странно!) не душил свободу слова. Не он ее дал нам, но он ее сберег. Благодаря этому сегодня есть возможность публиковать то, что думаешь.

Всё, что он затевал, получалось наоборот, пишет "МК". Он хотел сделать богатыми всех, а обогатил немногих. Он храбро бился с ГКЧП, с генералами, с властью Политбюро и КГБ. И победил. Скажи ему тогда, в августе 1991 года, что он своими руками отдаст власть подполковнику КГБ, - он бы не поверил. Он думал, что поручил экономику России молодым реформаторам, а это были молодые махинаторы. Когда он понял, что началась Чеченская война, было уже поздно. Понял ли он, что приватизация, которую он покрывал своим авторитетом, оказалась воровской? Если и понял, все равно было уже поздно, считает издание.

У него была личная, понятная и простительная для России слабость. И не она погубила его авторитет, а война и приватизация (не теоретическая, а та, которая получилась у нас на практике).

Уже не важно, кто именно принимал решение о том, что больной и непопулярный президент должен идти на второй срок в 1996 году, пишет "Газета GZT.ru" . К тому моменту война в Чечне была позорно проиграна, армия унижена, народ раздавлен, а страна - на грани банкротства.

Ельцин выиграл и перестал быть публичным политиком. Мучительно искал преемника, перебирая молодых и старых кандидатов на эту должность. А выбрал самого неожиданного и никем не угаданного преемника.

Ельцину в тот период подсовывали самые невероятные политические программы и предложения - от конституционной монархии до разделения федерации на республики с последующим их отделением. Он не соглашался на них. Не согласился и на уничтожение партий, хотя не смог предугадать, куда именно приведет начавшееся в его правление искусное конструирование искусственных политических образований.

Главную тайну Ельцин унес с собой - каким образом абсолютно непопулярный президент указывает на преемника, который начинает бить все рекорды рейтингов в публичной политике.

Уходя в отставку, Ельцин заявил, что оставляет Россию "новому поколению политиков", при котором страна "уже никогда не вернется в прошлое". Но Владимир Путин за семь лет своего президентства доказал, что возвращение в прошлое возможно: были отменены всенародные выборы губернаторов, ужесточены правила выборов в Госдуму и ограничены многие права граждан, практически все влиятельные средства массовой информации перешли под контроль государства, пишет "Коммерсант".

Многие оппозиционеры убеждены, что "назначение" преемником Владимира Путина и было главной ошибкой первого президента РФ. Но сам Борис Ельцин этого так и не признал. Во всяком случае – публично.

В день смерти Ельцина Путин сказал слова, которые ко многому обязывают его самого, пишет "Коммерсант" в другой статье. "... Ушел человек, благодаря которому началась целая эпоха. Родилась новая демократическая Россия – свободное, открытое миру государство. Благодаря воле и прямой инициативе Бориса Ельцина была принята новая Конституция, провозгласившая права человека высшей ценностью. Она открыла людям возможность свободно выражать свои мысли, свободно выбирать власть в стране..."

"Российская газета" в своей статье напоминает напутствие Ельцина Путину: "Берегите Россию" и перечисляет то, что действительно необходимо сберечь. И главное, по мнению издания – это свобода: политическая свобода, свобода слова и свобода рыночных отношений.

Есть, бесспорно, еще и то, что можно поставить в упрек первому президенту, отмечает издание. "РГ" не берется перечислять ошибки, а подводит итоги. "Главное - объективно, без гнева и упрека, взвесить на весах истории плюсы и минусы его десятилетия. Окажется, убежден, что достижения с огромным запасом перевесят ошибки, что Ельцин сделал для России намного больше, чем она его отблагодарила", считает издание.

Сложно сегодня окрашивать исторические решения Ельцина в черные и белые цвета, пишет "Комсомольская правда". Твердые оценки каждому его действию может дать только история. Для этого должно пройти лет 50 или 100, отмечает издание.

Сейчас возможно лишь попытаться расставить свершения Ельцина по плюсам и минусам с точки зрения отношения к ним большинства россиян. В числе ошибок помимо чеченской кампании и приватизации издание называет ликвидацию СССР, расстрел "Белого дома" и дефолт, а среди достижений помимо свободы слова - разгром путча ГКЧП, построение рыночной экономики, наполнение прилавков магазинов, принятие новой Конституции РФ и назначение премьер-министром РФ Владимира Путина.

Он изменил жизнь страны и каждого из нас, пишут "Известия". Пока он был у власти, его ругали многие. Уйдя из Кремля, он показал и своим критикам, и своим сторонникам - есть вещи поважнее жажды власти. Есть закон, есть та самая демократия, понимать смысл которой начали именно при Ельцине. Есть, в конце концов, самоуважение и репутация. Таким он и ушел сейчас. Человеком, который, как и любой другой человек, ошибался, но которого невозможно не уважать.

А не ошибаться на его месте вряд ли кто-нибудь смог бы. Ельцин искал путь фактически на ощупь. Он, будучи по биографии своей советским бюрократом, оказался феерически свободолюбив. И скорее всего действительно искренне верил: стоит только выпустить страну из тисков, как она сразу превратится в процветающее и прекрасное государство. Не превратилась - путь оказался куда более долгим и трудным, чем казалось тогда, когда Ельцин поднимал триколор над Белым домом.

"Ельцин ушел", но сейчас уже ясно, что он заложил основы новой России, пишет "Независимая газета". Ельцин знал секрет народной любви: он остался в памяти многих живым и веселым. Ельцин знал многое о народной ненависти: созданная им новая страна торопилась осудить отца-основателя.

Прижизненное непризнание - удел политиков-реформаторов, отмечает издание. Ельцин "недемократично" принимал непопулярные решения. И тем не менее именно он спас демократию, готовую стать жертвой советской Реставрации. Он же оставил свободу прессе – а его многие уговаривали свернуть ей шею. Не свернул – в самые неприятные для себя минуты отказывался от соблазнительно легкого пути. Потому как хорошо понимал, что знание не только умножает скорбь, но и предотвращает политические катаклизмы путем просвещения граждан относительно механизма принимаемых властью решений.

Его смертью окончательно подведена черта под бурной эпохой радикальных перемен в жизни страны — эпохой, которую называют ельцинской, пишет РБКdaily. Патриоты привыкли ругать ельцинское время за "развал государственности", либералы с тоской вспоминают о нем как о "расцвете демократии". Но вряд ли кто-то будет отрицать, что Ельцин уже вошел в историю России и стал в один ряд с другими великими реформаторами государст­венного устройства страны.

Борис Ельцин заложил основы такого специфически российского способа передачи власти, как институт преемничества. Сильная президентская власть предопределила механизм своей легитимации через фактическое назначение "наследника престола". Именно таким образом пришел к власти второй президент России Владимир Путин. Скорее всего, таким путем придет к власти и следующий президент страны, имя которого пока остается тайной.

Пока он был, в России еще длилась новейшая история, пишет "Время новостей". Теперь она кончилась, бесповоротно сменившись периодом политического постмодернизма. Истории необходимы герои. Ельцин был Последний Герой. Теперь остались просто люди. Основное качество героя вовсе не историческая правота или слепота, не количество ошибок, не соотношение побед и поражений. Герою обязательно величие и бескорыстие, отмечает издание. Никто не смог достоверно объяснить, почему он падал и поднимался, совершал поступки, которые не простили бы никому, и вдруг опять оказывался единственной надеждой, не оправдывал ожиданий и вдруг превосходил самые смелые из них.

Он также как и все правители допускал ошибки. Но он единственный, кто попросил за них у народа прощение. "Я хочу попросить прощения. За то, что многие наши с вами мечты не сбылись. И то, что нам казалось просто, оказалось мучительно тяжело. Я прошу прощения за то, что не оправдал некоторых надежд тех людей, которые верили, что мы одним рывком, одним махом сможем перепрыгнуть из серого, застойного, тоталитарного прошлого в светлое, богатое, цивилизованное будущее". Он сказал это 31 декабря 1999 года. В тот день он объявил о своей отставке.

Теперь "Ельцин ушел навсегда", пишут "Ведомости". Издание замечает, что оставив руководство страной Владимиру Путину, Ельцин самым решительным образом устранился от политики, и тем не менее, он не был забыт российским обществом.

Про Ельцина уже написано и еще будет написано много книг. Сняты и будут сниматься фильмы. Для кого-то годы, прошедшие под знаком Ельцина, означают крах всего. Для кого-то - начало всего. Нет таких, для кого эти годы ничего не значили бы. Для всех, кто умеет думать и способен ценить, Борис Ельцин останется человеком, который самовольно выбрал для всей страны свободу. То есть самое тяжелое, что можно было предложить ее гражданам.