Вести

Продолжает накаляться ситуация в станице Бороздиновская Шелковского района Чечни, где в результате зачистки пропали или погибли 11 дагестанцев. Жители станицы нашли и передали в прокуратуру останки мирных жителей, погибших от действий чеченских военных. По их данным, Бороздиновскую 4 июня "зачищал" чеченский батальон "Восток", который возглавляет Сулим Ямадаев. Тогда в ходе проверки паспортного режима в станице были убиты двое местных жителей, десятки человек были избиты, 11 увезены в неизвестном направлении. "Проверяющие" сожгли несколько домов.

По данным "Коммерсанта", эта "зачистка" была вызвана тем, что в Бороздиновской был убит отец одного из бойцов батальона "Восток".

Прокуратура Объединенной группировки войск на Северном Кавказе уже изъяла для экспертизы оружие у военнослужащих батальона "Восток". Как заявил заместитель военного прокурора Чечни Владимир Калита, "ведется отстрел оружия и его идентификация".

Возбуждено уголовное дело по трем статьям УК РФ: статья 105 часть 2 ("Убийство"), 126 ("Похищение людей") и 163 ("Вымогательство"). В расследовании этого дела задействованы почти 80% сотрудников военной прокуратуры. Сформированы три следственные бригады. Следователи намерены допросить каждого жителя Бороздиновской, включая детей, свидетельские показания которых могут иметь большое значение.

Факт гибели мирных жителей станицы власти долгое время опровергали. Однако в среду полпред президента в Южном федеральном округе (ЮФО) Дмитрий Козак встретился в Чечне с шестью жителями станицы Бороздиновская, чьи родственники пропали без вести во время "зачистки". Козак назвал случившееся "вопиющей диверсией против России".

- Командир "Востока" клянется, его бойцы не зачищали станицу
- Братья Ямадаевы: военный кулак кадыровского режима
- "Эскадроны смерти". Латиноамериканский опыт в Чечне
- Полпред Козак нашел первого виновного в "зачистке"

Начальник управления Генпрокуратуры в ЮФО Николай Хазиков, лично возглавивший оперативно-следственную группу, заявил, что сообщение об обнаружении сгоревших останков пропавших без вести людей, не соответствует действительности.

Это заявление вызвало гнев у жителей станицы. По словам бороздиновцев, после "зачистки" в сгоревшем и разрушенном доме их односельчанина Магомедова они нашли останки нескольких мужчин. Сразу предположили, что это их пропавшие без вести земляки. Останки собрали в пакеты и затем передали милиционерам Шелковского района, те отвезли их в районную прокуратуру. Затем следы останков теряются. По крайней мере бороздиновцы еще три дня назад не могли толком сказать, где они находятся: то ли в Моздоке в холодильнике, то ли в Ростове - на экспертизе, пишет газета "Известия".

"Честно говоря, это тайна предварительного следствия. Но в принципе останки существуют, - заявил "Известиям" сотрудник прокуратуры Шелковского района. - Пока мы точно не можем сказать - это останки одного человека или нескольких. Они в Ханкале, в военной прокуратуре ОГВС, которая ведет это уголовное дело".

Беженцы говорят, что на всякий случай оставили кое-что из останков у себя: мало ли что - украдут или потеряются. "Мы встречались со старейшинами, нам пообещали принести еще один пакетик", - сообщил сотрудник прокуратуры.

Владимир Калита, первый зам военного прокурора ОГВС, отказался говорить про останки: "У нас и без этого тут такое…". "Такое" - это, очевидно, полпред президента России в ЮФО Дмитрий Козак, который приехал в Грозный, где на территории 46-й бригады внутренних войск МВД РФ сначала провел совещание с руководством Чечни и силовиками, а затем встретился с родственниками пропавших без вести жителей Бороздиновской.

Станицу Бороздиновскую зачищало спецподразделение "Восток"

Обстоятельства зачистки в Бороздиновской складывались так, что легко могли привести к очередному межнациональному конфликту, особенно учитывая то обстоятельство, что станицу населяют выходцы из Дагестана, а силовую акцию проводили в основном чеченцы - военнослужащие батальона "Восток", входящего в состав 42-й дивизии Минобороны РФ и возглавляемого подполковником Сулимом Ямадаевым. К счастью, до этого не дошло, пишет "Время новостей".

Козак пообещал жителям Бороздиновской, что все обстоятельства случившегося будут тщательно расследованы и все виновные понесут наказание в соответствии с законом, невзирая на чины, должности и былые заслуги. И хотя силовики вроде бы искали в селе представителей незаконных вооруженных формирований, тем не менее, по словам полпреда, бороться с бандитами бандитскими методами недопустимо. Полпред заявил: "Если кто-то думает, что мы позволим издеваться над мирным населением, он глубоко заблуждается".

Если кадровая чистка, обещанная Козаком, коснется командования батальона "Восток", который, по свидетельствам очевидцев, и проводил "зачистку" в Бороздиновской, это может обернуться серьезными проблемами для федеральных властей, полагает "Время новостей". Возможное расформирование батальона "Восток" будет на руку Рамзану Кадырову, для которого подполковник Сулим Ямадаев с его батальоном давно был нежелательным соперником в борьбе за влияние в республике.

Уже собран материал, который доказывает, что подразделения батальона "Восток", которым командует Ямадаев, по крайней мере выдвигались в Бороздиновскую. Сопровождавший полпреда замгенпрокурора РФ Николай Шепель подтвердил, что в село направлялись бойцы чеченского спецотряда "Восток". Некоторых из них уже опознали свидетели.

Сами бойцы батальона "Восток" говорят, что действительно приезжали в село, но не на зачистку, а для похорон отца одного из военнослужащих, убитого боевиками, пишет газета "Коммерсант".

При этом в РОВД Шелковского района газете заявили, что, мол, в Бороздиновской давно следовало провести спецоперацию. В МВД считают, что это пограничное село являлось перевалочной базой боевиков, действующих как в Дагестане, так и Чечне: "Совершая преступления в одной республике, они тут же уходили в другую, что существенно затрудняло их поиски. А перед зачисткой там убили не только отца военнослужащего "Востока", но и местного милиционера. Пытались убить и главу сельской администрации, но тому удалось спастись".

Командир "Востока" клянется, что его бойцы не зачищали Бороздиновскую

Командир спецбатальона "Восток" Сулим Ямадаев утверждает, что его пытаются подставить. Он настаивает на том, что ни один из его подчиненных не причастен к событиям в станице.

"Клянусь Аллахом, я никогда в Бороздиновской не был. Не было там и моих братьев. Там вообще страшные вещи произошли, которые мне сложно представить. Я сам никогда в жизни ни одного безвинного человека и тем более мусульманина не убивал. Кроме того, за убийство старика мы теоретически могли ну максимум убить того, кто это сделал. А там всё село пострадало", - заявил Ямадаев в интервью газете "Черновик".

"У меня в батальоне жёсткая дисциплина. До зачисления в мой отряд бойцы проходят проверку от 3 до 6 месяцев. Как в другие службы, амнистированных боевиков и "шайтанов" я не принимаю, потому случайных людей у меня не оказывается. Никакой самодеятельности они не позволяют и не могут позволить. В свободное время они сидят у меня в казармах. Каждое моё действие санкционируется и протоколируется. Кроме того, я по роду своей деятельности работаю в горных и лесных массивах, а не в населённых пунктах, по которым я вообще не работаю. Даже когда мы заходим в сёла, у меня уже бывают чёткие адреса и краткое досье тех людей, которых я собираюсь задерживать. Проводить массовые зачистки я даже по закону не имею права. Это работа сотрудников Минюста, МВД и внутренних сил", - настаивает командир "Востока".

Ямадаев согласен с тем, что зачистка станицы – это провокация. Он уверен, что те, кто разгромил село, хотят добиться роспуска его батальона и очернить его перед властями и народом.

"Говорят, что у проводивших зачистку людей были нашивки с надписью «батальон "Восток". Вот моя форма, ты видел и моих бойцов, у них ведь ни у одного нет таких нашивок. Ещё были слухи, что мой начальник разведки Хамзат был там. Он якобы поставил ногу на спину одной старой женщине и сказал: "У вас там, в Дагестане, мужчины хоть остались?" Хамзат хороший воин, но очень скромный человек, когда дело касается слов, а не боя. Если бы даже он там был, я не могу себе представить, что он что-то подобное скажет. Хамзат в тот день был в райцентре Шелковского района и оттуда звонил. Он хотел поехать в Бороздиновскую, но я дал команду "отбой", и они туда не поехали. Думаю, всё это – запланированная акция, чтобы очернить меня и сделать врагом дагестанцев. А к дагестанцам я хорошо отношусь – у меня много друзей среди них, у нас в Гудермесе работает много дагестанцев строителей. Кроме того, у меня в отряде даже есть дагестанцы, и мне постоянно приходится с ними работать. Эта акция направлена на стравливание двух братских народов. Мы не должны допустить этого", - заявил Ямадаев.

Ответственными за провокацию Ямадаев считает своих врагов в Чечне, которым он мешает.

"В Чечне есть люди, которым, видимо, я очень мешаю проворачивать свои дела и хозяйничать здесь. Я единственный человек здесь, который реально по этим шайтанам-боевикам работает и по горам и лесам бегает, а не по телевизорам выступает и комментарии раздаёт. Может, ещё и поэтому мой батальон "Восток" кто-то хотел бы расформировать. Так что это преднамеренная провокация людей или какого-то одного влиятельного человека, которому я очень мешаю", - сказал Ямадаев.

Полпред Козак нашел первого виновного в "зачистке" Бороздиновской. Возможны новые отставки

Дмитрий Козак провел закрытое для СМИ совещание, в котором участвовали президент Чечни Алу Алханов, премьер Сергей Абрамов, его первый заместитель Рамзан Кадыров и руководители силовых ведомств республики. "Полпред поставил перед нами конкретную задачу, - рассказал после совещания Абрамов, - убедить жителей Бороздиновской (около тысячи из них перебрались в Дагестан, где проводят митинги протеста) вернуться в свои дома, а также быстро решить вопрос с выплатой компенсаций пострадавшим, чем мы безотлагательно и займемся".

"Если мы начнем массовое переселение людей из одного региона в другой по этническому признаку, Северный Кавказ сгорит, - сказал Дмитрий Козак. - Если есть хотя бы доля правды в том, что говорят жители Бороздиновской, то это вопиющая диверсия против России, Чеченской Республики и Дагестана".

Почти сразу же после окончания встречи с родственниками пропавших без вести президент Чечни Алу Алханов отправил в отставку главу администрации Шелковского района Хусейна Нутаева. Хотя в чем провинился глава района, не очень понятно. Если на вверенной ему территории бесчинствуют неподконтрольные ему силовые структуры, а обезумевшие от испуга земляки бегут на территорию, сопредельную твоей, то это не вина чиновника, это - беда, считает газета "Известия".

"Я знал, что дело кончится моим увольнением", - сказал Нутаев. По его словам, указа он еще не видел, узнав о нем из теленовостей: "Меня на совещание с полпредом не пригласили, никто не сказал, в чем я виноват, почему увольняют", - заявил Нутаев, заметив, что с его отставкой ситуация в районе изменится только в худшую сторону.

Впрочем, очевидно, что Нутаев не единственный, кто ответит за Бороздиновскую.

"Будут приняты кадровые и иные решения в отношении лиц, которые несут прямую или косвенную ответственность за случившееся в Бороздиновской", - заявил Дмитрий Козак.

Скоро Дмитрий Козак будет самым опытным чиновником кремлевской администрации по урегулированию конфликтов на Северном Кавказе, однако ему очень не нравится выступать в роли пожарного, который срочно вылетает в ту или иную северокавказскую республику успокаивать людей и лично гарантировать им соблюдение российских законов. Подобные ЧП свидетельствуют о том, что вертикаль власти на Северном Кавказе до конца не выстроена, у нее низкая эффективность с точки зрения обеспечения элементарных конституционных гарантий местного населения. Нынешние республиканские элиты с этой задачей не справляются, и поэтому скоро можно ожидать серьезных кадровых решений на самом высоком уровне. По сведениям "Времени новостей", процесс "укрепления кадров" коснется едва ли не всех северокавказских республик.

Тем временем в лагере беженцев из Бороздиновской ничего не изменилось. Помощь бороздиновцам оказывают только их родственники, кизлярские земляки и некоторые влиятельные оппозиционеры. К примеру, глава Хасавюрта Сайгитпаша Умаханов и депутат Госдумы Гаджи Махачев, которые помогают продуктами и медикаментами.

Официальная Махачкала, похоже, решила беженцам не помогать. По крайней мере за те пять дней, что прошли с момента их бегства из Чечни, никто не попытался хоть сколько-нибудь осмысленно благоустроить полевую жизнь станичников.