Reuters

Освобождение из-под стражи заместителя министра финансов Сергея Сторчака стало победой главы Минфина Алексея Кудрина в "локальной схватке" со Следственным комитетом при Прокуратуре, считают некоторые наблюдатели. Вероятнее всего, суд в итоге признает Сторчака виновным в каком-нибудь малозначительном преступлении и присудит ему уже отсиженный в СИЗО год, полагают газеты.

В Министерстве финансов заявили, что не видят проблем с выходом на работу замминистра, который был отпущен на свободу 21 октября. А вот для адвокатов освобождение чиновника стало полной неожиданностью.

Сторчак, курировавший в минфине вопросы кредитов и международного сотрудничества, был арестован в ноябре прошлого года. Следствие считает, что Сторчак участвовал в подготовке хищения из госбюджета под прикрытием финансовых операций, связанных с погашением внешнего долга.

По версии следователей, речь идет о сумме, превышающей 40 миллионов долларов. Однако за Сторчака поручались и ходатайствовали об изменении ему меры пресечения высокопоставленные политики и чиновники, в том числе министр финансов Алексей Кудрин.

Уже на следующий день после освобождения заместителя Кудрина газеты стали гадать, как скоро Сторчак сможет появиться на своем рабочем месте в Минфине. "Коммерсант" замечает, что в министерстве никаких проблем не видят: "Его кабинет никто не занимал, его секретарь находится на рабочем месте, для нас это символически крайне важно".

По данным газеты, трудовая книжка сотрудника Сторчака по-прежнему находится в Минфине. Источники в министерстве затруднились ответить, начислялась ли ему все это время зарплата.

Решение изменить Сторчаку меру пресечения в СКП объясняют тем, что расследование его дела завершено и он уже не сможет повлиять на результаты следствия. Как пишет "Независимая газета", для адвокатов Сторчака такое решение стало полной неожиданностью: "Не было никаких намеков на возможность выхода нашего клиента из СИЗО, несмотря на многочисленные ходатайства защиты".

"РБК-daily" приводит мнение депутата комитета Госдумы по безопасности Геннадия Гудкова, который полагает, что дело Сторчака, как и многие другие громкие дела, закончилось "конфузом следствия": "Следствие у нас сосредоточилось на решении заказов каких-то бюрократических группировок, а не на реальной борьбе с преступностью".

Вскоре суд, чтобы совсем не унижать следствие, признает Сторчака виновным в каком-нибудь малозначительном преступлении и присудит ему уже отсиженный год, считает издание. По мнению политолога Станислава Белковского, Алексей Кудрин "вышел победителем из локальной схватки с главой СКП". В контексте обострившейся на фоне кризиса борьбы за пост министра финансов, для Кудрина это - добрый знак, означающий, что ему удалось сохранить за собой кресло.

54-летний Сергей Сторчак работал в Минфине в 1994-98 годах начальником отдела департамента иностранных кредитов и внешнего долга, заместителем начальника департамента иностранных кредитов и внешнего долга. В 1998 году он стал заместителем председателя Внешэкономбанка. Вернулся в министерство в 2004 году, где возглавил департамент международных финансовых отношений, государственного долга и государственных финансовых активов. В ноябре 2005 года стал заместителем министра финансов.