Экстренное заседание российского Совета безопасности, посвященное украинскому кризису, которое во вторник проведет президент Владимир Путин, может стать историческим. Во всяком случае, как предполагает пресса и эксперты, возможно, именно на нем глава российского государства сделает заявления, которые ознаменуют переломный момент в напряженных отношениях между Россией и Западом. Начало было анонсировано на 13:00, однако затем было перенесено сначала на час, затем на два, сообщает "Московский комсомолец". В итоге заседание началось в 15:10 по московскому времени.
Как известно, заседанию предшествовало беспрецедентное ночное обращение Путина по поводу катастрофы малайзийского Boeing 777 в Донецкой области, в котором он отметил, что Россия сделает все возможное, чтобы военная фаза конфликта на Украине перетекла в мирные переговоры. Примечательно, что заседание СБ пройдет не в резиденции президента в Ново-Огарево, а в Кремле.
"22 июля под председательством Владимира Путина состоится заседание Совета безопасности, на котором планируется рассмотреть комплекс вопросов, связанных с обеспечением суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации", - сообщила пресс-служба Кремля. Телеканал "Дождь" называет предстоящее заседание "судьбоносным". Отмечается, что никто из опрошенных "Дождем" экспертов не сомневается, что для Путина мероприятие может стать историческим.
Выдвигаются разные версии того, что именно объявит Путин на заседании СБ. По одной из них, президент может сообщить о закрытии границ с Россией со стороны юго-востока Украины. И это станет шагом навстречу Западу, так как именно к такому развитию решению на прошлой неделе Москву призывал американский лидер Барак Обама - он заявил, что у сепаратистов в этом случае все равно останется возможность продолжить переговоры с Киевом.
Кроме того, сообщили эксперты, на заседании Совбеза, большая часть которого пройдет в закрытом режиме, будет обсуждаться целостность Крыма и план отражения возможных провокаций на территории полуострова со стороны Украины. Так или иначе, но заседание станет ключевым событием, которое должно определить роль России в мире в нынешней ситуации. О том, что это так, свидетельствует тот факт, что тема закрытого заседания была, вопреки традициям, анонсирована пресс-службой Кремля.
Белковский: Путин "испугался не Запада, он испугался самой ситуации"
Комментируя запланированное заседание Совбеза в интервью радиостанции "Эхо Москвы", политолог Станислав Белковский высказал мнение, что экстренность и анонс о защите "территориальной целостности" свидетельствуют о нервозности президента.
По его словам, так как Путин "человек оборонительного сознания", "он должен все свои шаги объяснить тем, что кто-то покушается на статус-кво". Как отметил Белковский, околокремлевские информационные источники в преддверии заседания сообщили, что Украина специально сбила Boeing, чтобы оправдать интервенцию НАТО на Украину. По версии эксперта, именно этот вопрос может быть поставлен на Совете безопасности.
По мнению Белковского, авиакатастрофа изменила расклад сил и намерения противоборствующих сторон. Как считает политолог, заявления Путина показывают, что "он испугался не Запада, он испугался самой ситуации". До авиакатастрофы ситуация в его глазах выглядела достаточно оптимистично - Путин считал, что сепаратисты при поддержке РФ смогут быстро разгромить украинскую армию. Он также планировал вбить клин между США и ЕС, поскольку Брюссель более зависим от России экономически, чем Вашингтон, и, наконец, выйти на прямые официальные переговоры с Западом о судьбе Украины.
Однако падение самолета "перечеркнуло эти планы" - потому что стало окончательно ясно, что президент не может отмежеваться от сепаратистов, что военная поддержка, оказываемая Москвой сепаратистам, приводит к значительным человеческим жертвам, не связанным с военной кампанией.
"И Путин немножко загрустил. Он действительно находится в состоянии крайней нервозности. Это видно по его ночному заявлению, потому что не было никакой необходимости записывать это заявление ночью и транслировать его в полвторого ночи", - считает Белковский.
Падение Boeing сплотило Америку и Европу, которых Путин собирался окончательно рассорить, и теперь более жесткие санкции для России неизбежны. По мнению эксперта, Путин не понимает, что хотя между США и ЕС существуют и экономические и политические разногласия, но есть ценности, которые не являются чистой пропагандой и пиаром.
Белковский считает, что Путин не боится вообще уже ничего, никаких санкций. "Мне кажется, он смирился с мыслью, что добропорядочным гражданином мира он уже не будет", хотя и стремился стать абсолютно равноправным участником сообщества западных лидеров, однако недооценил роли ценностей в консолидации Запада и в самом формировании сообщества западных лидеров, уверен политолог.
По его словам, Путин придерживается "философии трубоцентризма, ему кажется, что газовая российская труба имеет какое-то особое сакральное значение". Теперь же "от него можно ожидать любых агрессивных решений".
По мнению Станислава Белковского, о том, что Украина не сбивала Boeing, несмотря на заявления на этот счет Министерства обороны РФ, свидетельствует тот факт, что сам Путин ни разу не сказал об этом, ограничившись лишь общими словами об ответственности Киева за эскалацию насилия. По версии политолога, лайнер по ошибке сбили сепаратисты.
Политолог предположил, что на заседании Совбеза во вторник Путин должен заявить, что суверенитету и территориальной целостности России что-то угрожает. "Путин человек оборонительного, а не наступательного сознания", - пояснил он. "Что именно угрожает, американские инсинуации, украинская провокация со сбитым "Боингом", что из этого вытекает, например, необходимость ввести войска на Украину или наоборот воздержаться от этого, потому что сбитый "Боинг" есть провокация для ввода войск", - продолжил он. Однако любое заявление не меняет качественной оценки ситуации, "которая очень сложна и грозит большой кровью", и не только в краткосрочной перспективе, резюмировал Белковский.
В интервью телеканалу "Дождь" Белковский сравнил нынешнюю ситуацию с Карибским кризисом. По его мнению, "есть столкновение интересов ядерных держав, а это само по себе в какой-то степени может считаться Карибским кризисом". Политолог высказал мнение, что Путин "по своей натуре хотел бы стать миротворцем, а не человеком, который устраивает войну". Может быть, на заседании Совета безопасности он хочет предстать миротворцем, высказал надежду Белковский.
Заявления по итогам заседаний Совбеза будут иметь большое значение как для развития ситуации вокруг Украины, так и для положения России на международной арене. Хотя Путин в своем заявлении по авиакатастрофе не стал обвинять Киев в прямой причастности к трагедии, это накануне сделало Министерство обороны РФ, представители которого привели доказательства этой версии. В частности, были обнародованы снимки из космоса, показывающие странные передвижения дивизионов ЗРК "Бук" украинских ПВО после катастрофы, а также приведены сведения, что якобы неподалеку от малайзийского лайнера за минуты до падения на той же высоте летел украинский штурмовик Су-25.
Во вторник вопрос о санкциях в отношении Москвы в связи с украинским кризисом и авиакатастрофой будет обсуждаться на встрече глав МИДов стран ЕС. Не исключено, что заявления по итогам СБ РФ повлияют на их скорейшее принятие либо на очередную отсрочку.
Путин отчаянно ищет способ сохранить лицо, пишет западная пресса
The Guardian обращает внимание на то, как выглядел Владимир Путин во время своего видеообращения. "Ни ботокс не смог скрыть мешки у него под глазами, ни пудра - потную кожу, и вся его манера держаться свидетельствовала о том, что он кипит от ярости", - пишет Ангус Роксборо, автор книги "Силовик: Владимир Путин и борьба за Россию".
Автор статьи предполагает, что гнев российского президента направлен не только на украинское правительство и Запад, но и на "банду плохо организованных пророссийских сепаратистов-разбойников, чья вопиющая некомпетентность оставила его по уши в дерьме", переводит материал InoPressa.
Роксборо уверен, что Путин на самом деле не хочет отделения русскоговорящих районов от Украины и считает разумным предложение Москвы о федерализации.
"Путин, должно быть, отчаянно ищет способ сохранить лицо. Если след MH17 приведет - а он точно приведет - к повстанцам, он может отречься от них и заявить, что это не имеет никакого отношения к России", - полагает автор, предлагая Западу найти возможность склонить Путина к настоящему участию в урегулировании кризиса.
"Путин пытается найти собственный вариант двойного решения, потому что у него нет очевидного выхода", - приводит The New York Times мнение политолога Глеба Павловского, полагающего, что сепаратисты дискредитировали себя.
В статье, перевод которой предлагает InoPressa, говорится о том, что если останется хотя бы тень сомнения в виновности Москвы в крушении малайзийского самолета, Москва будет поддерживать повстанцев и заявлять о собственной добродетели.
А еженедельник Panorama возлагает вину в развязывании гражданской войны на Украине и, в конечном итоге, гибели пассажиров авиалайнера, на Европейский союз, который настаивал на подписании Киевом соглашения об ассоциации и спровоцировал кризис.
"ЕС спровоцировал разлом тончайшего сосуществования между двумя народами, вынужденными жить в одних границах и не помышлявшими о войне между собой до тех пор, пока иностранное действующее лицо не захотело изменить равновесие, плод вековой истории", - цитирует InoPressa.
"И вот сейчас исторический, культурный, экономический разлом разделяет две армии: одну политически поддерживает ЕС, вторую, в военном плане, Россия. Как могло случиться, что Европейский союз не осознал того, что делает, не понял, что, ассоциируя одно государство, пребывающее в столь деликатном равновесии между двумя цивилизациями, может спровоцировать гражданскую войну, это загадка", - пишет автор статьи.
Издание полагает, что, если даже уголовный суд признает Путина виновным в вооружении убийц, нажавших на кнопку и запустивших ракету, убившую 298 человек, ответственность перед лицом суда истории полностью лежит на Европейском союзе и спеси, с которой он взирает на страны Восточной Европы, заставляя их думать, что "их история плохая, а наша - хорошая".