Глава российского МИДа Сергей Лавров в интервью российским СМИ признался, что не имеет президентских амбиций, поскольку ему очень нравится нынешняя работа. Он также рассказал о том, как в Москве видят разрешение украинского кризиса, прокомментировал мнения о китайской угрозе, вспомнил, как вместе с Мадлен Олбрайт нарушал американское законодательство, и раскрыл секрет ровного загара.
Вопрос по поводу возможного участия Лаврова в президентских выборах 2018 года задала главный редактор телеканала Russia Today Маргарита Симоньян: "Будете ли вы баллотироваться в президенты?" "Да, вы с Шойгу крайне популярны", - поддержал тему руководитель радиостанции "Говорит Москва" Сергей Доренко. "Мне нравится моя работа. Я буду делать все, что в моих силах, на своем посту", - ответил Лавров.
Разговор, в котором, помимо Доренко и Симоньян, принимал участие также главный редактор "Эха Москвы" Алексей Венедиктов, начался с вопроса о непризнании Россией Новороссии.
"Знаете, Новороссия - это такой расплывчатый термин. ДНР и ЛНР - уже конкретнее, - пояснил глава МИД России. - Мы исходим из того, что Украина - наш сосед, нам нужно, чтобы народ этой страны жил хорошо. И для этого необходимо, чтобы Украина оставалась единой".
При этом, отметил Лавров, вопрос Крыма не рассматривается - об этом президент РФ Владимир Путин высказался отдельно. "Корень того, что произошло с Крымом, - в том, что на Украине при посредничестве западных партнеров не смогли создать правительство национального единства. И крымчанам была уготована та же судьба, что и противникам Майдана", - напомнил он.
"Мы хотим, чтобы на Украине был мир и покой. Для этого нужно сохранить Украину единой и не позволить растащить ее по кускам. Там живут не только русские, но и другие меньшинства. Для сохранения стабильной и дружественной обстановки в стране необходимо отказаться от политики украинизации. Это нужно, чтобы Украина осталась единой. Для этого мы и добивались подписания минских соглашений. В наших интересах сохранить Украину нейтральной в военно-политическом смысле", - заверил глава российской дипломатии.
Комментируя происходящее на Украине, Лавров в очередной раз вернулся к событиям февраля 2014 года, которые определили развитие ситуации. "Накануне госпереворота были телефонные контакты между Обамой и Путиным. Обама просил призвать Януковича не выводить армию. А Путин попросил его повлиять на оппозицию, чтобы она не прибегала к насилию. И он пообещал. А утром произошел переворот, и никто из США даже не позвонил в Москву. Они говорят: "Кто старое помянет - тому глаз вон". Но сегодняшнее - это производное от этого "старого". Президент говорит своим партнерам, что если бы они заставили оппозицию вернуть все к соглашениям от 21 февраля, то ничего бы не было. Янукович остался бы президентом до конца года, не было бы тысяч убитых и мы продавали бы газ по прежней цене", - цитирует Лаврова "Российская газета" в онлайн-трансляции интервью.
Киев будто специально разделяет страну
Министр иностранных дел РФ негативно оценил инициативу Киева по введению миротворцев на юго-восток страны, поскольку, по его словам, это будет означать фактическое разделение страны.
"Размещать миротворческие силы ООН - это создавать блиндажи, рыть окопы. Это физическое отрезание части страны от себя. Зачем это нужно, я не знаю. Либо это отвлечение внимания, чтобы сейчас это внимание не обращалось на то, что происходит в Киеве, - с передергиванием и переиначиванием минских соглашений", - цитирует Лаврова "Интерфакс".
Как отмечает глава МИД РФ, "все, что сейчас предлагается Киевом, как будто специально направлено на то, чтобы расколоть страну, и ДНР и ЛНР либо удушить, либо вообще выкинуть из состава украинского государства. На это направлена экономическая блокада, прекращение социальных платежей, объявление о том, что они не могут разговаривать с теми самыми людьми, которые подписали соглашение от Донецка и Луганска".
Для сохранения территориального единства, убежден Сергей Лавров, Киев должен отказаться от упертости в вопросе сохранения унитарности страны и ее "украинизации". "Украина может существовать только как государство, которое признает многообразие составляющих ее регионов, составляющих культур", - высказался он.
Отметим, российский министр не исключил освобождения украинской летчицы Надежды Савченко согласно положению минских соглашений об амнистии всех причастных к событиям на юго-востоке Украины, однако, подчеркнул Лавров, должно быть решение суда.
"Савченко - не заложник. Она арестована по подозрению в преступлениях. Здесь может идти речь о задействовании другой части минских соглашений, где говорится об амнистии всех причастных к событиям на юго-востоке. Но чтобы амнистировать человека, нужно сначала довести до суда, и суд должен принять решение. Если суд решит, что она невиновна, то тогда вообще никаких вопросов не возникнет. Если суд решает, что на виновна, то тогда она, наверное, будет подпадать под амнистию", - сказал министр.
Что касается вопроса о дипломатическом иммунитете Савченко, то Лавров напомнил, что депутатом и делегатом ПАСЕ она стала уже после того, как была обвинена в соучастии в убийстве российских журналистов. "Я думаю, что расследование этих преступлений не должно быть безразличным для нас. Савченко была арестована до того, как она стала и депутатом Верховной Рады, и членом делегации в ПАСЕ. Это один факт, который необходимо учитывать. Второй факт, который необходимо учитывать, - что иммунитет предоставляется функциональный, то есть он действует, когда человек выполняет функцию, соответственно, либо депутата Верховной Рады, либо члена делегации в ПАСЕ. Не более того", - отметил он.
С Обамой было связано немало надежд, но за этим последовали нелогичные войны
Значительная часть интервью была посвящена взаимоотношениям России и США. Так, Маргарита Симоньян поинтересовалась, разочарован ли Лавров президентом Соединенных Штатов Бараком Обамой.
"Доверяй, но проверяй", - ответил Лавров. А затем дал более подробный ответ. "Я не хотел бы переходить на личности, но было много надежд, была и Нобелевская премия мира, конечно же, но и следом за этим последовало много войн, причем войн абсолютно нелогичных, которые не соответствовали интересам стабильности в соответствующих регионах", - цитирует министра РИА "Новости".
Алексей Венедиктов напомнил, что кандидат в президенты США Хиллари Клинтон сравнила присоединение Крыма с ситуацией с Судетами, и поинтересовался, как Лавров собирается работать с "таким президентом", если ее изберут.
"Это не единственное высказывание, которое не красит западных политиков. Если Хиллари Клинтон изберут президентом - будем воспринимать ее как руководителя государства", - заверил он.
Сергей Лавров напомнил, что у Москвы есть хорошие примеры сотрудничества как с американскими демократами, так и с республиканцами. "Главное, чтобы они прагматично выстраивали отношения с миром", - пояснил он.
"Не зря же сейчас нам американцы по самым разным каналам официально и неофициально посылают сигналы, что они обеспокоены тем, что вот где-то там самолеты облетают друг друга, опасная военная деятельность, давайте что-то делать, давайте установим какие-то механизмы взаимодействия, оповещения. Не мы же эти механизмы разваливали, если они заинтересованы в таких механизмах и официально предлагают, мы наверняка согласимся", - высказался глава российской дипломатии.
В то же время Лавров назвал единственной существенной угрозой безопасности России глобальную систему ПРО США. "Я не вижу угроз со стороны Китая. Вообще со стороны Востока угроз не вижу, кроме одной: противоракетная оборона, которая является глобальной системой США и которая создается и на территории США, и на европейском театре, и на театре Северо-Восточной Азии, чудесным образом обволакивающая периметр границ РФ", - отметил он.
В разговоре с журналистами Лавров затронул и вопрос об участии США в ситуации на Украине. Он предположил, что переговоры в Минске могли бы быть менее успешными, если бы в них участвовал Барак Обама. Однако, полагает российский министр, США могли бы сыграть позитивную роль, оказав влияние на Киев в части выполнения договоренностей.
"Если США, как и весь остальной мир, поддерживают полное выполнение минских договоренностей, то у них есть огромный, колоссальный рычаг воздействия на ту сторону, которая их не выполняет, именно на украинское правительство", - отметил Лавров.
Глава МИД РФ признался, что появление на российской территории Эдварда Сноудена было "чистой случайностью" и Москва не могла поступить иначе. По его словам, США давно не поднимают вопрос о бывшем сотруднике АНБ и ЦРУ.
Лавров признал, что не знает о планах насчет телефонного разговора президентов РФ и США, но он уверен, что если Обама будет заинтересован в этом и позвонит в Кремль, то Путин ему ответит.
Война с терроризмом для нас не чужая, и участие США важно
"Русские привыкли к тому, что каждая война - это их война. А можем ли мы наблюдать за войнами, а не участвовать?" - спросил у министра Сергей Доренко.
"Во-первых, мы не имеем желания никого "приканчивать". Нам нужна стабильность, чтобы мы могли сотрудничать и взаимовыгодно инвестировать. Война с терроризмом - это не чужая для нас война", - отметил Лавров.
На предположение о том, что Москве будет выгодна ситуация, когда "у США будут заняты руки и они отстанут от Украины", Сергей Лавров ответил, что на ситуацию можно смотреть так, однако "мы заинтересованы в том, чтобы США были частью коалиции по борьбе с терроризмом".
"Бороться с терроризмом нужно без двойных стандартов. В Йемене США поддержали коалицию, которая начала бомбить территорию страны без обращения в Совбез ООН. Сегодня операция завершилась. В результате бомбардировок наибольшую выгоду получили ИГ и "Аль-Каида". То же было и в Ливии. Ради ликвидации одного человека устроили войну и поддержали головорезов", - отметил он.
"То, что происходит, в том числе в Йемене и в целом в регионе, указывает на наличие серьезных рисков, и мы не хотим, чтобы еще и Иран стал объектом применения нелегитимной силы", - пояснил Лавров, переходя к теме контракта на поставку Тегерану ЗРК С-300.
При этом глава МИД РФ подчеркнул, что военный союз России и Ирана "не нужен": "Он не нужен ни нам, ни иранцам, я в этом убежден, никаких предложений мы от Ирана на этот счет не получали, я думаю, это совершенно не реалистично и не нужно". Лавров отметил, что "очень хорошие перспективы" открываются в связи с военно-техническим сотрудничеством с Ираном.
В рамках интервью Сергей Лавров также ответил на ряд личных вопросов. Так, он опроверг мнение о себе как о заядлом курильщике. "У нас здоровый образ жизни... Я очень мало курю", - сказал он. В то же время, говоря о том, с кем из госсекретарей США он чувствовал себя наиболее комфортно, он признался, что это была Мадлен Олбрайт. "Мы с Мадлен Олбрайт нарушали американское законодательство. Она разрешала мне курить в своей резиденции", - признался он. А на вопрос по поводу секрета ровного загара Сергей Лавров ответил, что он просто-напросто смуглый, "от мамы с папой".