Moscow-Live.ru

В Московской области на кладбище под Солнечногорском группа независимых расследований военных конфликтов Conflict Intelligence Team (CIT) обнаружила могилы двух погибших в Сирии офицеров подразделения сил специальных операций (ССО) Вооруженных сил России Олега Архиреева и Максима Сороченко, о смерти которых умолчало Минобороны. О результатах независимого расследования сообщается на сайте группы в преддверии годовщины неофициального начала участия России в сирийской операции.

Официально российская операция в Сирии началась 30 сентября 2015 года, неофициальной датой начала кампании группа CIT считает 23 августа 2015 года, когда в боях в провинции Латакия был замечен российский БТР-82А с русскоговорящим экипажем.

Обе могилы находятся на кладбище под Солнечногорском, на специальном участке, где хоронят погибших бойцов ССО из Солнечногорска. В этом городе расположена воинская часть 92154 - центр специального назначения "Сенеж" ССО.

Олег Архиреев "подорвался на мине"

О смерти в Сирии бойца центра "Сенеж" Олега Архиреева рассказал волонтерам близкий российского военнослужащего. Хотя родственникам погибшего были выданы бумаги, в которых значилось, что он погиб в ходе контртеррористической операции на Северном Кавказе, родственники знают правду, поскольку он присылал им фотографии из Сирии, кроме того, о настоящих обстоятельствах смерти им было сообщено неофициально.

В открытых источниках подтверждения тому, что Архиреев погиб именно в Сирии, нет. В комьюнити "Подслушано в Кузнецке" в соцсети "ВКонтакте" 16 июня был опубликован некролог: "9 июня 2016 года героически погиб при выполнении боевого задания капитан ВС РФ Архиреев Олег Игоревич. Олег родился 24 января 1988 года. В 2004 году окончил СШ N15 города Кузнецка. В 2010 году окончил с красным дипломом Рязанское высшее Воздушно Десантное училище им. генерала армии Маргелова В. Ф. С 2010 года проходил службу в ВС РФ. Награды: медаль ордена за заслуги перед отечеством II с изображением мечей; медаль за отвагу; медаль за отличие в военной службе III степени; медаль 200 лет министерству обороны; медаль воинское братство СНГ". Под ним в комментарии знакомого сообщалось, что Олег Архиреев "подорвался на мине".

РБК пишет, что, по словам собеседника CIT, близкого к командованию подразделения Вооруженных сил России, Архиреев был командирован в Сирию, где проходил службу в качестве пулеметчика. В ходе операции он обнаружил фугас и закрыл источник взрыва, чем спас остальных военнослужащих отряда. В результате разрыва фугаса офицер потерял обе ноги, руку и скончался от полученных ран через два дня.

После его гибели сослуживцы по Рязанскому училищу объявили в соцсетях о сборе пожертвований для вдовы.

У могилы Олега Архиреева волонтеры CIT обнаружили венок от воинской части 01355 ("Кубинка-2") - подразделения сил специальных операций России.

Максим Сороченко погиб в один день с другим утаенным Минобороны военнослужащим

Около могилы Архиреева была могила еще одного бойца сил специальных операций - капитана Максима Сороченко. Дата смерти, указанная на плите, - 19 ноября 2015 года. Как отмечают активисты, он погиб в тот же день, что и уроженец брянского поселка Пальцо Федор Журавлев, смерть которого тоже не анонсировалась официально военным ведомством. Принадлежность Сороченко к ССО подтверждает выгравированный на плите шеврон подразделения.

На сайте Национального союза ветеранов дзюдо 20 апреля сообщалось, что на 10-м юбилейном международном турнире по дзюдо среди полиции и армии были вручены ключи от автомобилей вдовам погибших военных, среди которых упомянуты вдова Федора Журавлева и вдова Максима Сороченко: "Заместитель главнокомандующего воздушно-космических сил Российской Федерации, генерал-майор Андрей Казакевич и Президент Федерации дзюдо России Василий Анисимов вручили ключи <...> Лолите Сороченко - вдове капитана Максима Сороченко, погибшего при исполнении служебных обязанностей и награжденного орденом Кутузова (посмертно)", - говорится на сайте. То, что Сороченко награжден посмертно орденом Кутузова, выгравировано на его могильной плите.

Согласно выводам активистов, Журавлев и Сороченко были бойцами ССО и погибли в один день, а также их вдов одновременно награждали на турнире, с большой вероятностью они погибли в одном бою.

Напомним, что о смерти 27-летнего Федора Журавлева в ноябре 2015 года первой сообщила группа CIT. В заниженных официальных данных Минобороны он не числился. Гибель его фактически признали только 17 марта 2016 года в ходе церемонии в Кремле, где вдовам вручались правительственные награды.

Рядом с могилами Архиреева Олега и Сороченко Максима находится также могила еще одного бойца Сил специальных операций - Сергея Суслова. Как и большинство погибших российских военных в Сирии, Суслов награжден орденом мужества посмертно. Погиб он 14 июня 2014 года, переброска российских войск в Сирию еще не началась, а участие российских войск в войне на Донбассе только начало проявляться, отмечается в группе CIT. Где именно погиб капитан Суслов, еще предстоит установить.

По официальному счету, в Сирии с начала операции погибли 20 военных. 22 июля Министерство обороны официально подтвердило гибель 14 военнослужащих. Еще пятеро погибли 1 августа в провинции Идлиб, это три члена экипажа и два офицера, находившиеся на сбитом российском вертолете Ми-8.

Смерть 20-го военнослужащего - уроженца Кабардино-Балкарии Аскера Бижоева - подтвердил 12 августа глава республики Юрий Коков. По официальным данным, контрактник погиб 19 мая при выполнении боевого задания, по неофициальным - 24 мая во время обстрела авиабазы T4 Эт-Тияс в провинции Хомс неподалеку от Пальмиры, используемой российскими военно-космическими силами.