AP Photo

Несмотря на пафосную подготовку, жители Северной столицы не смогли почувствовать себя свидетелями геополитического события космического масштаба. И саммит, и антисаммит прошли мимо них.

Среднестатистический петербуржец никак не почувствовал себя участником великого события. Даже пробок в городе было меньше, чем обычно: запуганные автовладельцы либо в массовом порядке выехали на дачи, либо оставались дома, так что ездить по Петербургу в дни саммита было одно удовольствие. Страдали в основном отдельные категории граждан: жители Стрельны, которые даже на собак должны были иметь специальные пропуска; любители виндсерфинга, поскольку акватория Финского залива была закрыта; и те, кому срочно нужно было куда-то лететь, потому что вместе с акваторией закрыли и воздушное пространство, пишет интернет-издание ej.ru.

Впрочем, отечественные военно-воздушные силы, действительно, представляли угрозу: летевший охранять Константиновский дворец штурмовик Су-25 упал под Брянском, хотя мог - непосредственно во время несения боевого дежурства - прямо на головы гостей президента Путина, а вертолет Ми-8 разбился в Пушкине как раз в тот момент, когда туда приехал Владимир Путин.

За неделю до саммита город был просто наводнен милицией - омоновцы в камуфляже и автобусы с номерами всех российских регионов стояли на каждом углу - как в "осажденном" или в "оккупированном" городе. Однако ближе к саммиту стражей порядка на улицах поубавилось - попрятались в засадах.

В кулуарах встречи журналисты обсуждали усиленные меры безопасности - и забавную историю - которая произошла на шоссе вблизи Стрельны. Перед проездом кортежа американского президента сотрудникам милиции дали команду рассредоточиться в придорожных зарослях, чтобы не смущать высоких гостей. И скомандовали настолько заранее - что многие милиционеры устали сидеть на солнце в кустах. Один из них обмотал свою голову форменной белой рубашкой. В этот момент мимо него и проехал кортеж - причем из первой машины кто-то погрозил кулаком, передает RTVi.

Даже антиглобалисты, способные превратить любую встречу "восьмерки" в яркий перформанс, возложенных на них властями опасений не оправдали. Официальной базой антиглобалистов был Кировский стадион, на котором они по согласованию со Смольным проводили Социальный форум, открывшийся в пятницу, за день до встречи "большой восьмерки". Всего на стадионе было не больше тысячи человек – те, кому удалось прорваться сквозь милицейские кордоны на пути в Петербург. На открытие форума неожиданно приехала губернатор Валентина Матвиенко – проигнорировав призывы некоторых участников отправить "банду Смольного" под суд, она сказала журналистам, что очень рада видеть людей, имеющих альтернативную точку зрения.

Сам форум проходил спокойно – те, кто хотел, мог на секциях обсудить вопросы создания ТСЖ, методы самоорганизации жителей общаг и проблемы энергетической безопасности. Остальные гуляли на солнышке, торговали антиглобалистской атрибутикой или бесплатно распространяли пользовавшиеся большой популярностью стикеры "Сексизм и гомофобию – на свалку".

Основные мероприятия были запланированы на субботу: с утра организованное КПРФ шествие по центру города к Театру юного зрителя (ТЮЗ), а днем - собственно антиглобалистский поход от Кировского стадиона к "Авроре".

В субботу утром манифестанты числом не больше тысячи человек, в основном под красными флагами "Авангарда Красной молодежи" и других левых организаций, НБП и "Объединенный гражданский фронт", двинулись по Лиговскому проспекту. На подходе к площади Восстания тротуар, по которому они шли, преградили омоновцы. Пока наиболее пассионарная голова колонны упиралась в омоновскую стену, хвост перешел на другую сторону проспекта и спокойно пошел себе дальше.

"Друзья, - закричал руководивший шествием секретарь горкома КПРФ Владимир Дмитриев, - давайте все перейдем на ту сторону, там свободно". Толпа двинулась через дорогу, и омоновцы побежали вместе с ней. Тогда те манифестанты, которые еще не успели перейти, увидели, что путь открыт, и радостно побежали вперед.

Когда толпа подошла к Невскому, несколько человек в штатском набросились на лидера АКМ Сергея Удальцова и лидера "Левого фронта" Илью Пономарева. К ним тут же подоспели омоновцы – Пономарева толпе удалось отбить, а Удальцова и защищавших его АКМовцев уволокли в милицейский автобус. Затем толпа вышла на тротуар и пошла, сопровождаемая ОМОНом, к месту митинга у ТЮЗа. Когда толпа проходила мимо "Макдоналдса", омоновцы заметно заволновались, но напрасно: отечественные антиглобалисты продемонстрировали абсолютное равнодушие к этому символу мирового закулисья.

Илья Пономарев, ушедший до конца митинга, был на выходе с площади избит и задержан омоновцами. Так, нейтрализовав двух наиболее активных московских лидеров антиглобалистов – Удальцова и Пономарева, а также главу местного НБП Андрея Дмитриева, который был задержан под Тверью на обратном пути с "Другой России", власти обезглавили всю протестную молодежь, которая могла выйти на улицы Петербурга.

На следующий день антиглобалисты, лишившиеся своих руководителей и проигравшие главное сражение, перешли к партизанской тактике. Нацболы с утра пораньше пикетировали гостиницы, в которых живут туристы, разбрасывали листовки и вывешивали растяжки. Анархисты числом около 10 человек выставили пикет на Невском и постояли с четверть часа, пока их всех не погрузили в милицейский автобус. Ближе к вечеру антиглобалисты провели более или менее успешную акцию – они довольно долго ходили с плакатами по центру Васильевского острова, пока не были отловлены милицией.