www.gzt.ru

Пресс-секретарь Хамовнического суда Наталья Васильева, которая на днях дала скандальное интервью о давлении на суд при вынесении приговора по второму делу ЮКОСа, уточнила цель своих откровений, ответив на высказывания судьи Виктора Данилкина.

Накануне Данилкин, который выносил приговор Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву, впервые лично прокомментировал признания Васильевой, заявив, что не собирается ни подавать в суд на свою помощницу, ни увольнять ее. При этом он не перестает считать ее слова клеветой. Ранее мнение Данилкина в связи с интервью Васильевой передавала пресс-секретарь Мосгорсуда Анна Усачева.

В среду после того, как реакцию Данилкина сообщили агентства, Васильева пояснила изданию "Газета.ru", которому она в понедельник дала сенсационное интервью, что "вовсе на хотела обвинять Данилкина в преступлениях, а хотела облегчить свою душу и его в какой-то мере". Как отметила Васильева, Данилкин - "достойный, хороший человек, но действовал вынужденно, под давлением".

Ранее Наталья Васильева говорила, что решила рассказать о том, что происходило в ходе процесса, потому что разочаровалась в судебной системе. Из интервью следовало, что Васильева действительно считает Данилкина достойным человеком, которому давление Мосгорсуда принесло сильные душевные страдания. Как рассказала пресс-секретарь, судья болезненно воспринимал необходимость отчитываться перед вышестоящей инстанцией - "нервничал, переживал, возмущался тем, что ему указывают, что нужно делать". По мнению пресс-атташе, ему это очень не нравилось. Как поведала Наталья Васильева, в ходе процесса Данилкину даже прихватывало сердце, и он вынужден был пить лекарства.

Сразу после того, как интервью было опубликовано, агентства передавали слова Виктора Данилкина, что он считает откровения Васильевой клеветой, которую можно опровергнуть "в установленном законом порядке". Накануне Данилкин заявил, что сейчас не будет добиваться уголовного преследования своей помощницы. По его словам, он не собирается принимать никаких мер - по крайней мере до проверки вынесенного им приговора по делу ЮКОСа в кассационной инстанции. Тем не менее Данилкин подчеркнул, что продолжает считать слова Васильевой клеветой. Как отметил Данилкин, помощница обвинила его в совершении тяжкого преступления.

По словам Виктора Данилкина, вопроса об увольнении Васильевой из суда не стоит. Виктор Данилкин считает, что после сделанного заявления Наталье Васильевой будет тяжело продолжать работать в коллективе суда. "Она может написать заявление об увольнении по собственному желанию или продолжить работать", - подчеркнул Данилкин.

Между тем, как стало известно накануне, Наталья Васильева уже готовится к суду и наняла адвокатов, которых ей предоставила правозащитная организация "Агора". Кроме того, пресс-атташе заявила, что правоохранительные органы начали собирать информацию о ней и ее муже. По сведениям Васильевой, были запрошены данные о ее супруге, бывшем сотруднике угрозыска ГУВД Москвы. В апреле 2010 года муж пресс-атташе уволился из органов по собственному желанию. Васильева также сообщила, что двое людей в штатском приходили домой к родителям ее мужа, чтобы выяснить, где живет сама пресс-секретарь.

В ответ на обвинения в ГУВД Москвы сообщили, что не проводят никаких проверок в отношении Натальи Васильевой или ее родственников. В управлении подтвердили, что лейтенант милиции Николай Васильев действительно работал в уголовном розыске, и при этом характеризовался начальниками "с негативной стороны".

В минувшую среду правозащитники обратились в Генпрокуратуру с заявлением, в котором попросили проверить заявления Васильевой. Заявление о преступлении должностных лиц по факту сообщения о давлении на суд, адресованное генпрокурору Юрию Чайке, подписали председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева, глава движения "За права человека" Лев Пономарев, глава правозащитного центра "Мемориал" Олег Орлов, директор центра "Сова" Александр Верховский и руководитель Института прав человека Валентин Гефтер. К обращению также присоединились писатели Борис Стругацкий и Нина Катерли.

В случае полного или частичного подтверждения слов Васильевой авторы письма просят обратиться в Московский городской суд с кассационным представлением об отмене приговора как вынесенного с нарушением уголовно-процессуального закона. Правозащитники также выступают за возбуждения уголовного дела по признакам статьи 294 ("Воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования") по факту давления на суд.

Эксперты затрудняются прогнозировать развитие событий вокруг дела ЮКОСа после интервью Натальи Васильевой. И хотя повод для пересмотра дела в ее откровениях можно найти, все признают, что вряд ли это будет возможно - ведь добыть доказательства столь щекотливых обвинений будет очень сложно. Как отмечает в связи с этим газета "Ведомости", факты, изложенные Васильевой, вряд ли компрометируют суд больше, чем сам ход процесса по делу Ходорковского и Лебедева и приговор, списанный со всеми ошибками с обвинительного заключения.