Бюро Российского союза промышленников и предпринимателей, которое состоялось на этой неделе, после основных вопросов повестки дня - вступления в ВТО и Кодекса корпоративного управления - перешло к обсуждению выбора главы Торгово-промышленной палаты. Об этом сообщает "ГаЗеТа" . Члены РСПП были удивлены недавними заявлениями своего председателя о том, что на эту должность претендует Евгений Примаков.
По информации "ГаЗеТы", две недели назад состоялась встреча Евгения Примакова и Владимира Путина. На ней обсуждалось трудоустройство Примакова. Вырисовались два главных варианта - спикер Совета Федерации и глава Торгово-промышленной палаты. Обе должности в декабре-январе будут вакантны. И на оба места приход Примакова уже проанонсирован. Про место спикера "проговорился" лидер парламентской группы "Федерация" Валерий Горегляд, про место президента - глава РСПП Аркадий Вольский.
По их мнению, Евгений Примаков, скорее всего, будет использовать оба шанса. Но выборы в ТПП он "не пропустит ни за что", поскольку они произойдут раньше, чем состоится подтверждение полномочий спикера верхней палаты российского парламента.
Между тем кандидатура Примакова показалась бюро РСПП не слишком привлекательной. По информации "ГаЗеТы", Василий Шахновский, один из руководителей холдинга "Юкос-Роспром", поинтересовался у Аркадия Вольского, с кем из членов РСПП он согласовывал выдвижение Примакова. Вольский ответил, что он сделал это "как частное лицо".
У бюро РСПП свои виды на место главы ТПП и свой список кандидатов. Так, противник ВТО Олег Дерипаска хотел бы видеть на месте президента ТПП депутата Госдумы Константина Ремчукова. Олег Потанин и Михаил Фридман - председателя совета директоров холдинга "Металлоинвест" Олега Кисилева. Назывались также фамилии протеже Анатолия Чубайса - нынешнего зампреда правления РАО "ЕЭС России" Сергея Дубинина и не известного широкой публике Геннадия Явника, гендиректора Фонда восстановления и реконструкции Константиновского дворца в Петербурге - протеже главы управделами президента Кожина. Кремль мог бы устроить и нынешний заместитель Смирнова Сергей Катырин. А правительство - нынешний исполнительный директор от России во Всемирном банке Андрей Бугров.
"Весь этот список распадается надвое: его разрезают противоположные интересы Кремля и РСПП", пишет газета. РСПП для Запада - это клуб крупных бизнесменов, профсоюз олигархов. Поэтому иметь солидарную своим действиям палату РСПП крайне важно. Если президентом палаты станет Примаков, палата останется, как говорят сами промышленники, "отреставрированным монстром", образцом советского учреждения.
Между тем, как считают эксперты, консолидация ТПП и интересов крупных торгово-промышленных групп закономерна. Игорь Малченсон, советник Торгово-промышленной палаты Парижа по сотрудничеству со странами СНГ, заявил "ГаЗеТе": "Торгово-промышленная палата России формировалась как негосударственная организация, членство в которой не является обязанностью для национальных предприятий. Поэтому она объединяет сравнительно небольшое число крупных предприятий, которые получают возможность оказывать влияние на ее деятельность. Аналогичную картину можно наблюдать в Великобритании и США, где торгово-промышленные палаты также невелики. Можно предположить, что это сходство не является случайностью: видимо, при возникновении российской палаты в основу ее деятельности была положена американо-британская модель: членство в палате не является ничьей обязанностью, она существует за счет взносов участников и потому должна прислушиваться к их голосу".