Pixabay.com

Издательский дом "Момент истины" оштрафовали на 200 тысяч рублей по статье о запрете распространения фейковых новостей. Как отмечают ТАСС и РИА "Новости", это первый в России штраф СМИ по этой статье.

Предметом судебного разбирательства в мировом суде Хорошевского района Москвы стали выявленные Роскомнадзором видеоролики издания ("Срочно! В России готовит революцию Майдан" и еще несколько других) и гиперссылки на сайте издания на них: в одном из этих роликов ведущий программы Андрей Караулов размышляет о московских протестах.

Протокол об административном правонарушении в отношении юридического и должностного лиц составил в сентябре Роскомнадзор по требованию Генпрокуратуры. Ведомство потребовало ограничить доступ к сайту с роликами. Представитель издания с правонарушением согласился. В итоге судья Юлия Андреева оштрафовала "Момент истины" на 200 тысяч рублей, а его главного редактора Евгения Гнеушева на 80 тысяч. Никто из ответчиков на суд не явился.

Как сообщил Daily Storm адвокат и ведущий ряда передач издания Федор Трусов, если приговор не отменят в вышестоящей инстанции, редакция намерена обратиться с жалобой в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Он заявил, что издание "не было извещено об имеющихся нарушениях надлежащим образом", а о штрафе представители издания узнали из СМИ: ни главреду, ни на адрес юридического лица повестки в суд не поступали.

Первым журналистом, которого оштрафовали по этому закону, стал сотрудник газеты "Якутск Вечерний" Михаил Романов. Суд в июле оштрафовал его на 30 тысяч рублей. Поводом стала публикация о похищении и избиении научного сотрудника Северо-Восточного федерального университета (СВФУ) Антона Аммосова, который утверждал, что это сделали сотрудники ФСБ. Майор полиции нашел в публикации Романова скрытые вставки, которые негативно воздействуют на подсознание читателей.

Принятый в марте "закон о фейках" вводит запрет на распространение недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, которая создает угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи.

После обнаружения в зарегистрированном сетевом издании недостоверной информации генеральный прокурор РФ или его заместители обращаются в Роскомнадзор с требованием принять меры по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим фейковые сведения.

Роскомнадзор на основании такого обращения незамедлительно уведомляет редакцию сетевого издания о необходимости удалить недостоверную информацию и фиксирует дату и время направления такого уведомления редакции сетевого издания в соответствующей информационной системе. Согласно закону, редакция сетевого издания обязана незамедлительно с момента получения уведомления удалить указанную информацию.

Если редакция незамедлительно не удалила недостоверные сведения, Роскомнадзор направляет операторам связи требование ограничить доступ к сетевому изданию. Если же владелец информационного ресурса удалил распространяемую с нарушением закона информацию, он направляет уведомление об этом в Роскомнадзор, который после проверки достоверности этого уведомления уведомляет оператора связи о возобновлении доступа к информационному ресурсу.

Между тем в ходе опроса, проведенного в апреле, выяснилось, что абсолютное большинство россиян ничего не знают о факте принятия законов о наказании за неуважение к власти и за распространение "фейковых" новостей, либо эти проблемы их не интересуют, не трогают и не волнуют. Всего 18% респондентов заявили, что неплохо информированы о них, около 40% отметили, что "что-то слышали". Еще 41% опрошенных впервые услышали о законах от социологов.

По словам экспертов, дискуссия вокруг этих законов была очень закрытой и слабо освещалась в СМИ, а смысл и назначение этих мер был затемнен демагогическими рассуждениями о защите общества от вредной, провокационной и недостоверной информации. Хотя более половины опрошенных - 64% - считают, что принятые законы призваны не допустить критики власти, 23% опрошенных считают, что законы нужны, чтобы обеспечить достоверность новостей в СМИ и интернете. Если закон о наказании за неуважение к власти вызвал осуждение большей части опрошенных (52% респондентов не одобряют его, 39% одобряют), то закон о штрафах за распространение фейковых новостей воспринимается большинством вполне позитивно: 55% опрошенных одобряют его, 35% не одобряют. Социолог "Левада-Центра" Денис Волков объяснил это расхождение тем, что закон о недостоверной информации "воспринимается как защита от потока новостей", тогда как закон об оскорблении представителей власти - как попытка политиков и чиновников оградить себя от критики как таковой.