АГН Москва / Департамент здравоохранения города Москвы

Департамент здравоохранения Москвы выступил с опровержением того, что официальная статистика занижает число случаев смерти от коронавируса, как писали несколько изданий, основываясь на открытых данных по месячным показателям смертности. В ведомстве подтвердили, что в апреле 2020 года в столице было зарегистрировано 11 846 умерших, что на 1841 человека больше, чем в апреле 2019-го. Исходя из этого, журналисты сделали вывод, что 1,8 тысячи смертей могли быть не учтены как "коронавирусные". В депздраве же заявили, что "сравнение показателей смертности в месячной динамике некорректно и не является однозначным свидетельством каких-либо тенденций".

В ведомстве подчеркнули, что в России и Москве "в отличие от большинства других стран" обязательное вскрытие тел умерших с подозрением на COVID-19 производится в 100% случаев, поэтому посмертные диагнозы и причины смерти в конечном итоге являются "исключительно точными". Таким образом, по данным департамента, коронавирус и его осложнения, чаще всего пневмония, стали причиной смерти 639 человек из общего числа умерших в апреле.

"Назвать причиной смерти COVID-19 в других случаях невозможно. Так, например, свыше 60% смертей случились от явных альтернативных причин, таких как сосудистые катастрофы (инфаркт миокарда и инсульт), злокачественные заболевания 4 стадии (по сути паллиативные больные), лейкозы, системные заболевания с развитием органной недостаточности (например амилоидоз и терминальная почечная недостаточность) и других некурабельных смертельных заболеваний", - говорится на сайте ведомства.

- Константин Сонин: "Глупо и преступно это не понимать важность работы экспертов по уточнению российской статистики"

Из сообщения департамента не совсем понятно, был ли у всех этих пациентов диагностирован или подозревался еще и коронавирус, но так как пресс-релиз в целом посвящен статистике смертности от COVID-19, а выше шла речь о вскрытии тел умерших с подозрением на коронавирус, то можно предположить, что и у этих "альтернативных" 60% он был или подозревался.

В ведомстве отметили, что ростом смертности сопровождается любое сезонное повышение заболеваемости ОРВИ, не говоря уже о пандемии коронавируса, причем не только за счет умерших непосредственно от инфекционного заболевания, но "в еще больше степени" - от обострения других заболеваний. "В этих случаях инфекционное начало является как бы катализатором для быстрого прогрессирования хронических заболеваний и проявления новых болезней", - объяснили в депздраве.

Даже если отнести к коронавирусу всю дополнительную смертность за апрель в Москве, смертность от COVID-19 будет "чуть больше 3%, что ниже официальной смертности в Нью-Йорке и Лондоне (10% и 23% соответственно)", заключили в департаменте.

С похожими разъяснениями ранее выступили Минздрав и вице-премьер Татьяна Голикова, комментируя статью Financial Times о том, что смертность от коронавируса в России может быть на 70% выше официальной статистики.

В Минздраве заявили, что при выборе причины смерти медработники руководствуются правилами "Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, десятого пересмотра", а в случаях с коронавирусной инфекцией - "Международными методическими рекомендациями по удостоверению и кодированию COVID-19 в качестве причины смерти".

Основной посыл этих документов - кодировать COVID-19 в качестве основной причины смерти практически во всех случаях, когда умерший от любых причин пациент был инфицирован, отмечает "Радио Свобода". Рекомендации по кодированию коронавируса в качестве причины смерти гласят: "Смерть от коронавирусной инфекции COVID-19 для целей эпиднадзора определяется как смерть, наступившая в результате клинически установленного заболевания, подтвержденного или определенного как вероятное, если нет четко установленной альтернативной причины смерти, которая не может быть связана с заболеванием COVID-19 (например, травма). При этом не должно быть периода полного выздоровления от COVID-19 между болезнью и смертью. Причиной смерти от COVID-19 не может быть определено другое заболевание (например, рак) и она должна учитываться независимо от ранее имевшихся заболеваний".

Однако в текущей версии временных рекомендаций Минздрава РФ "Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", которыми руководствуются российские врачи и на которые ссылается в своем опровержении департамент здравоохранения Москвы, говорится, что при формулировке патологоанатомического диагноза следует дифференцировать смерть в случае, когда COVID-19 был основным заболеванием, и летальные исходы при наличии коронавирусной инфекции, "но без ее клинико-морфологических проявлений, которые могли бы стать причиной смерти".

Таким образом, значительная часть умерших с положительным тестом на COVID-19 в России все же может не попадать в статистику как умершие от коронавируса, заключает "Радио Свобода".