КС РФ

Конституционный суд России признал противоречащими Конституции нормы УПК, позволяющие прекратить уголовное дело в связи со смертью подозреваемого, даже если близкие покойного с этим не согласны и настаивают на реабилитации. Этим вопросом КС занялся в связи с жалобой отца одной из двух женщин, погибших в феврале 2010 года в столкновении с Mercedes топ-менеджера компании "Лукойл" на Ленинском проспекте в Москве.

Сергей Александрин вместе с другим заявителем Юрием Ващенко оспаривал нормы Уголовно-процессуального кодекса РФ, которые касаются запрета на возбуждение или продолжение уголовного дела в случае смерти подозреваемого. Заявители отмечали, что данные нормы не предусматривают участия близких родственников в судебном заседании и учета их мнения о возможности прекращения дела, напоминает "Интерфакс". Конституционный суд согласился, что такого быть не должно.

"Не наделив близких родственников погибшего правом возражать против прекращения уголовного дела, а также правом участия в досудебном производстве, законодатель недопустимо ограничил право погибших на реабилитацию достоинства личности и доброе имя", - говорится в материалах пресс-службы КС. В связи с этим при возражении близких родственников против прекращения уголовного дела в связи со смертью подозреваемого или обвиняемого правоохранительные органы обязаны продолжить предварительное следствие и направить дело в суд. Там оно должно быть рассмотрено по существу и в полном объеме, постановил Конституционный суд.

Рассмотрение жалобы Сергея Александрина в Конституционном суде состоялось 14 июня. Александрин, выступая на заседании, отметил, что его не допускали к материалам дела. "С самого начала следователь не допускал меня к ходу процесса. Пробелы в ведении дела были колоссальные: отсутствовала видеозапись ДТП, хотя оно произошло на правительственной трассе, отсутствовал тормозной путь Mercedes, описание повреждений Mercedes", - перечислил отец погибшей.

Адвокат Игорь Трунов, представлявший заявителя, также обратил тогда внимание на то, что на стадии ведения расследования нарушался принцип состязательности и презумпция невиновности.

Защита родственников погибшей довольна и отзывает обращение в Страсбург

После того, как Конституционный суд огласил свое решение, защита Сергея Александрина назвала его справедливым. Юристы сразу же сообщили, что в связи с этим снимают свою жалобу в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) по делу об аварии. "Решение Конституционного суда исчерпывающе и профессионально. Мы снимаем свои требования в Европейский суд, потому что это решение удовлетворяет нас полностью", - заявил адвокат Игорь Трунов.

Улики против шофера Баркова нашли лишь независимые эксперты

35-летняя Ольга Александрина управляла автомобилем Citroen C3, который 25 февраля 2010 года в районе площади Гагарина лоб в лоб столкнулся с машиной вице-президента нефтяной компании "Лукойл" Анатолия Баркова. Ольга и ее свекровь Вера Сидельникова, известный врач-гинеколог, погибли. Барков, находившийся на пассажирском сиденье своего Mercedes, был госпитализирован с легкими травмами. Сам бизнесмен впоследствии объяснял, что перед аварией задремал, а потом услышал крики водителя, "успел вывалиться вперед и пролетел над торпедой между сиденьями".

Практически сразу милиция объявила виновницей аварии Александрину, чья машина, по официальной версии, частично выехала на встречную полосу, где и столкнулась с Mercedes.

Еще до завершения следствия, 6 августа 2010 года, от кровоизлияния в мозг внезапно скончался муж Ольги Александриной. В результате их дочь осталась сиротой.

7 сентября глава столичного ГУВД Владимир Колокольцев подвел итоги расследования. Он сообщил, что уголовное дело о резонансной автоаварии прекращено, виновницей признана водитель Citroen'а. "Данное уголовное расследование было проведено объективно. Мы провели беспрецедентное расследование. Никакого давления на следствие не оказывалось", - заверил милицейский начальник.

Согласно данным следствия, размещенным на сайте московского ГУВД, "установлено, что водитель автомобиля Citroen С3, являясь лицом, управляющим автомобилем, допустила нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека". "В действиях водителя Citroen С3 содержатся признаки преступления, предусмотренные ч.3 ст.264 УК РФ, но в связи с тем, что в результате ДТП она скончалась, настоящее уголовное дело подлежит прекращению по основаниям, предусмотренным п. 4 ч. 1 ст. 24 УПК РФ", - говорится в документе.

Между тем, Федерация автовладельцев России (ФАР) обнародовала 13 сентября выводы независимых экспертов о причинах резонансного ДТП на Ленинском проспекте, которые поставили под сомнение официальную версию расследования столичного ГУВД.