Газета.ru

Адвокат Роберт Амстердам, работающий в команде защитников по делу ЮКОСа и группы МЕНАТЕП, восхищается мужеством своих российских коллег и обвиняет правительство Германии в "конституционном демпинге". В интервью "Новой газете" он рассказал о "системных нарушениях правительством Российской Федерации своих обязательств по международному праву".

Россия сейчас переживает новую эпоху показательных судебных процессов, - утверждает адвокат. Она будет первой в истории страной, возглавляющей встречу глав "Большой восьмерки", где прокуратура хвастает, что берет заложников. Мировой общественности нужно показать этот огромный разрыв между реальной российской действительностью и той видимостью, которая искусственно создается, считает Амстердам.

"Энергетические компании, работающие с российским рынком, теряют огромные деньги из-за отсутствия прозрачности с российской стороны, которая не увеличивается, а уменьшается. Сама Россия теряет упущенную выгоду, а западные лидеры (и именно за это я нападаю, например, на канцлера Шредера), вместо того чтобы настаивать на соблюдении в России права человека на прозрачность, исходят из ее отсутствия как некоей данности, которую нельзя изменить. Это неправильно, прозрачности надо требовать!"

Эта кампания, признается адвокат из Торонто, уже приносит результаты - это и недавно представленный доклад Евросоюза, в котором недвусмысленно осуждалось дело ЮКОСа, и отчет Сабины Лотхойзер-Шнарренбергер, которая еще до окончания процесса над Ходорковским осудила системные нарушения в российском правосудии.

"Я работал во многих странах мира, но редко где видел то, что наблюдаю здесь. Это явление я называю "захватом государства" - когда часть властной элиты преследует сугубо корыстные цели, используя весь государственный ресурс и захватив для этого государственный механизм", - констатирует адвокат ЮКОСа.

Очевидно, что репутации России, прежде всего в сфере бизнеса, нанесен серьезный ущерб, говорит он. "Ходорковского - такую мощную фигуру - так жестко и с таким нарушением всех возможных правил сбили с ног, что никому нельзя не опасаться вести бизнес в России. Сейчас российская власть и западный бизнес танцуют парный танец, причем в темноте, шагов друг друга толком не видя. Власть, которая в этом танце ведет, дает знать, что она готова танцевать не по стандартным, традиционным, а по новым правилам."

И это настолько очевидно, что, например, организация германских предпринимателей открыто советует своим членам: поскольку делать бизнес в России нормальным образом невозможно, следует прежде всего получить благословение Кремля. "Та деятельность, которая на ура приветствуется немецким деловым сообществом, если она осуществляется в России, полностью противоречит конституции ФРГ.", - утверждает адвокат.

"Я спрашивал представителей немецкого делового сообщества, почему должен существовать такой двойной стандарт: что, у русских нет генов свободы, они как-то иначе устроены, почему для вас важно соблюдение свобод и законности внутри Германии и в то же время безразлично их соблюдение в России? Дело в том, что в Германии, в меньшей степени в Италии и Франции, у власти не очень политически уверенно чувствующие себя люди, экономика стран которых испытывает сегодня различные трудности. И они пытаются вывести ее из застоя, в том числе через поиск "легких сделок", например с Россией."

"Трудно найти другую страну, в которой было бы столько мужественных адвокатов, как в России, - свидетельствует Амстердам. - Будучи, в отличие от западных коллег, под постоянным прессом, они чрезвычайно преданны своему делу". Он приводит в пример дело Светланы Бахминой: "Это просто заложница, никакого повода к ее содержанию под стражей нет. И тот факт, что она все еще за решеткой, - огромное пятно на прокуратуре, которое отмыть невозможно. Рано или поздно за это придется расплачиваться."

Адвокат Роберт Амстердам является партнером-основателем юридической компании Amsterdam&Peroff со штаб-квартирой в Торонто (Канада) и аффилированными офисами в Париже, Майями и Пекине. Начал практику в 1980 году, имеет большой опыт в ведении гражданских и арбитражных корпоративных дел в странах с развивающимися рынками.