Мосгорсуд в среду отказался освободить из-под стражи экс-главу НК ЮКОС Михаила Ходорковского. Как передает "Интерфакс", кассационная инстанция оставила в силе решение Басманного суда столицы, продлившего срок предварительного заключения Ходорковского до25 мая.
Тем самым городской суд отказал в удовлетворении кассационной жалобы адвокатов бизнесмена, просивших признать решение Басманного суда незаконным и выпустить Ходорковского на свободу.
Отметим, что защита Михаила Ходорковского настаивает на его освобождении.Как заявил адвокат Генрих Падва, выступая в среду в Мосгорсуде, на четверг, 13 мая назначена процедура окончания ознакомленияХодорковского и его защиты с материалами уголовного дела.
Как ожидается, адвокаты подпишут соответствующий протокол, послечего следствие будет формально завершено.
В связи с этим Падва заявил сегодня в суде, что не видит оснований длядальнейшего содержания Ходорковского под стражей.
Как утверждает защитник, Басманный суд, который продлил бизнесменусрок содержания под стражей до 25 мая, исходил именно из необходимостиознакомления обвиняемого с материалами дела. Теперь, полагает адвокат,"нет оснований содержать Ходорковского в предварительном заключении".
Падва указал на то обстоятельство, что уже более полугода в России действует новый Уголовный кодекс, по которому наказания за инкриминируемые Ходорковскому обвинения смягчены. "Законодатель пришел к выводу о значительно меньшей общественной опасности преступлений, в которых обвиняется Ходорковский", - сказал Падва.
Он подчеркнул, что Ходорковский "не признавал и непризнает себя виновным".
"Защита, ознакомившись с материалами дела, пришла к твердойуверенности, что доказательств его виновности нет. Доказано прямопротивоположное", - отметил адвокат. В качестве примера он привелобвинение в уклонении Ходорковского от уплаты налогов, отметив,что следствие вменяет ему в вину то, что налоги были уплачены неденьгами, а векселями, хотя, по словам Падвы, государство ужеполучило деньги по этим векселям.
По мнению защитника, прокуратура, ходатайствовавшая о продлении Ходорковскому срока содержания под стражей, не представила доказательств, подтверждающих, что он может скрыться от следствия и суда.
В свою очередь, сам Ходорковский, который принимаетучастие в заседании суда посредством видеоконференцсвязи из СИЗО"Матросская Тишина", также утверждал, что считает свое содержаниепод стражей необоснованным.
По его словам, одним из оснований ареста было утверждениеследствия о наличии у него счетов за границей. "Это не так. Этопорочит мою репутацию. Моих личных счетов ни в Швейцарии, ни вдругих странах, нигде, кроме России, не существует", - заявилХодорковский.
Единственной причиной для содержания под стражей является "оказание психологического давления на меня, мою семью, моих коллег и общества в целом", заявил Ходорковский.
Он отметил, что люди с аналогичными обвинениями в Европе и в Америке находятся на свободе, "не потому что там прокуратура добрее, а потому что не разрешает закон". В этом вопросе российский закон совпадает с международными нормами, заявил Ходорковский, и, оставляя его под стражей, прокуратура и суд сознательно идут на нарушение закона.
Другой адвокат Михаила Ходорковского - Карина Москаленко отметила, чтосчитает решение Мосгорсуда неправомерным и надеется, что правовуюоценку ему даст Европейский суд по правам человека, куда онанамерена направить материалы по сегодняшнему заседанию.
"Почти два месяца Ходорковский содержался под стражей на основании не вступившего в законную силу решения Басманного суда", - отметила Москаленко.
Она пояснила, что это является существенным нарушением Европейской конвенции по правам человека, параграф четвертый статьи пятой которой предписывает рассматривать жалобы на избрание меры пресечения в виде содержания под стражей безотлагательно, передает "Интерфакс".
"Между тем решение Басманного суда было принято 19 марта, а наша кассационная жалоба рассмотрена только сегодня - спустя почти два месяца. Таким образом, решение о продлении Ходорковскому срока содержания под стражей вступило в силу лишь сегодня", - сказала Москаленко.