www.liter.kz

"Космический" скандал разгорается между Россией и Казахстаном. Глава Национального космического агентства Казахстана (Казкосмос) Талгат Мусабаев сообщил на днях о потере первого казахстанского спутника связи "КазСат-1", построенного российским ГКНПЦ имени Хруничева по заказу Казкосмоса и запущенного на орбиту в 2006 году с помощью российской ракеты-носителя, и выступил с резкими высказываниями в адрес России. В частности, он заявил, что "спутник собирали из ненадежных российских конструкций" и "втолкали" его Казахстану, убеждая, что все "классно работает". В России, которая по заказу Казкосмоса уже строит второй аналогичный спутник - "КазСат-2", эти высказывания называют "безосновательными", негативно характеризующими сотрудничество двух стран в сфере космической деятельности. Кроме того, Мусабаев высказался за пересмотр действующей правовой базы по аренде Россией казахстанского космодрома "Байконур".

"В ночь на 26 ноября спутник КазСат-1 полностью потерял свою работоспособность и не отвечает ни на какие команды", - заявил Талгат Мусабаев 2 декабря в Астане. При этом, по сообщениям казахстанских СМИ, главный космонавт страны больше всего был удручен невозможностью возвращения страховых выплат (65 млн долларов - полная стоимость аппарата), сообщает информагентство "МиК".

По его данным, представители Казкосмоса прямо заявили о том, что неработоспособность спутника для них была очевидной, и они загодя поставили в известность российских коллег. Однако те якобы регулярно докладывали о том, что спутник работает в штатном режиме. По версии Казкосмоса, Россия в лице ГКНПЦ имени Хруничева пыталась просто "втолкать" этот неработающий спутник. Более того, во время встречи ШОС премьерам РФ и Казахстана успели доложить, что спутник "классно работает". То есть Казахстан ввели в заблуждение коварные россияне, причем коварные не потому, что использовали для строительства спутника некачественные комплектующие, а потому, что лишили Казахстан возможности получить страховку, поясняет агентство.

Оно отмечает, что спутник "КазСат-1" уже "терялся" полгода назад, но затем благополучно "нашелся". В скором времени планировалось запустить второй спутник с такими же характеристиками. Программа обошлась Казахстану в огромную сумму, и тот факт, что страховка не может быть выплачена весьма беспокоит тех, кто отвечал за эту программу.

Отметим, что это не первый конфликт в области российско-казахстанских отношений в космической сфере. Вначале несколько лет назад возникли споры вокруг принадлежности космодрома "Байконур". Затем был скандал с российскими ракетами-носителями "Протон" после аварии одной из них.

В СМИ уже появились сообщения о том, что Талгат Мусабаев намерен добиваться сокращения пусков российских "Протонов" с "Байконура", при том, что Россия арендовала этот космодром на 50 лет. Мусабаев, в частности, заявил, что "Казахстану нужно готовиться к самостоятельному использованию своего космодрома".

Еще один момент: на осень 2009 года запланирован полет казахстанского космонавта. К полету готовят двоих - Айдына Наимбетова и Мухтара Аймаханова. Эта программа также может оказаться под угрозой срыва, отмечает "МиК".

В Роскосмосе назвали "безосновательными" высказывания главы Казкосмоса

В Федеральном космическом агентстве (Роскосмос) назвали "безосновательными" недавние высказывания главы Национального космического агентства Казахстана (Казкосмос) Талгата Мусабаева, негативно характеризующие отдельные направления сотрудничества России Казахстана в сфере космической деятельности.

"Глава Казкосмоса Мусабаев в начале декабря сделал ряд безосновательных заявлений, негативно характеризующих отдельные направления совместной работы России и Казахстана в сфере космической деятельности, - отмечается в комментарии пресс-службы Роскосмоса, распространенном 11 ноября. - Ряд положений из заявлений Мусабаева можно рассматривать как некие сомнения в корректности поведения России в "схеме" взаимодействия с Казахстаном в космической области".

В частности, по мнению Роскосмоса, такой вывод можно сделать из оценки Мусабаевым ситуации с космическим аппаратом "КазСат-1", порядка дальнейшей эксплуатации комплекса "Байконур" и других высказываний, сообщает ИТАР-ТАСС. "Фактически, высказывания Мусабаева расшатывают устойчивость взаимоотношений России с заказчиками пусковых услуг, демонстрируют недоверие к предприятиям российской ракетно-космической отрасли, - подчеркивается в пресс-релизе. - В определенной степени можно судить и о стремлении Мусабаева к пересмотру действующей правовой базы по аренде Байконура".

"Даже характер использованной Мусабаевым "терминологии" не соответствует государственному рангу руководителя такого уровня и, тем более, уровню российско-казахских отношений - "втолкали", "корыстные цели", "ненадежные российские конструкции" и т.п.", - отмечается в документе.

"При организации совместной работы с Казкосмосом Роскосмос всегда исходил из того положения, что Казахстан - это надежный и конструктивный партнер в решении задач космической деятельности, - подчеркивает Роскосмос. - Долгие годы присутствия России на космодроме Байконур, результаты совместной с Казахстаном работы по эксплуатации этого космодрома в полной мере подтвердили обоснованность такого подхода".

"В настоящее время "формат" заказа космической техники за рубежом - это вынужденное положение Казахстана с учетом возможностей его собственной ракетно-космической отрасли, - отметили в Роскосмосе. - Создавая для Казахстана космический аппарат "КазCат-1", российские предприятия ни в коей мере не относили его к разряду второсортной продукции, применительно к которой можно снизить требования по надежности и качеству. Это подтверждают два года успешной эксплуатации спутника. Выход аппарата из строя в 2008 году - это, без сомнения, крайне неприятная ситуация, как для Казахстана, так и для России".

"Вместе с тем, отказы сложной космической техники в практике деятельности ведущих космических агентств мира - не столь редкое явление, - напомнили в Роскосмосе. - Необходимо признать, что проблемы обеспечения надежности всех элементов современных космических аппаратов еще требуют своего полного решения".

Роскосмосу также "не вполне понятны рассуждения Мусабаева по поводу дальнейшей судьбы комплекса "Байконур" в условиях реализации российской стороной задачи по созданию космодрома Восточный на собственной территории". "Здесь уместно привести те соображения, которые много раз и на различных уровнях озвучивались руководством Роскосмоса. Согласно им, еще долгие годы совместному использованию космодрома Байконур альтернативы не будет", - отмечается в пресс-релизе.

"Более того, его задействование связано с реализацией Россией и другими странами ряда приоритетных программ, например, пилотируемой космонавтики. Приступая к сооружению космодрома Восточный, Россия не стремится как можно скорее снять бремя финансовых издержек по аренде и содержанию Байконура. Космодром Восточный призван создать основу для реализации приоритетных задач космической деятельности в долгосрочной перспективе с задействованием очередного поколения ракетно-космических средств. При этом, учитывая значимость Байконура, в настоящее время Роскосмос принимает конкретные меры по повышению эффективности системы управления содержанием и применением этого космодрома", - подчеркивается в комментарии.