Российские модницы скоро будут щеголять в сапожках, сшитых из кожи зубатки и ряда других пород морских рыб. Уникальную технологию получения материала для пошива такой обуви разработали ученые Полярного научно-исследовательского института (ПИНРО) морского рыбного хозяйства и океанографии.
С образцами новых изделий первыми познакомятся северянки на открывающейся в четверг в Мурманске традиционной весенней специализированной выставке-ярмарке "Море. Технологии. Ресурсы", сообщили в среду в оргкомитете по проведению выставки.
Специалисты утверждают, что из кожи морских рыб можно шить не только обувь, но и особо модную одежду, сообщает ИТАР-ТАСС.
Дело это, как показала практика западных стран, довольно прибыльное, а потому ученые ПИНРО за счет его освоения намерены улучшить финансовое положение своего института. Стать его партнером по созданию опытного цеха уже выразила желание одна из санкт-петербургских фирм.
"Кожа XXI века" уже покорила мир высокой моды
Рыбья кожа, или, как ее иногда называют, cuir de mer (морская кожа), уже проложила себе путь в мир высокой моды. Еще 2 года назад дизайнер Christian Dior Джон Гальяно создал розовые туфли из кожи лосося, которые продавались в бутиках Dior по всему миру.
Шотландская компания Skini запустила линию по производству бикини из кожи лосося и рекламирует их как альтернативу изделиям из кожи экзотических животных. Европейский союз вкладывает средства в проект по совершенствованию заготовки кожи лосося.
В течение длительного времени рыбья кожа продавалась только в сувенирных магазинах аквапарков и морских курортов. У норвежцев она до сих пор ассоциируется с трудностями Второй мировой войны, когда многие использовали рыбью кожу, чтобы не ходить босиком. Немногим дубильщикам удается избавить ее от запаха и чешуи.
В Европе в последние годы выросло потребление рыбы и, соответственно, количество отходов. Только Франция ежегодно потребляет около 20 тыс. тонн копченого лосося, выбрасывая около тысячи тонн кожи. В Испании и Скандинавии потребление рыбы еще больше. Под давлением строгих европейских правил, касающихся промышленных отходов, заводы по переработке рыбы и коптильни ищут новые способы продавать свои отходы, а не платить за их переработку.
В мастерской во французском городе Каллаке дубильщик-самоучка из Бретани Паскаль Водель занимается обработкой рыбьей кожи. Главная трудность - избавиться от чешуи и не повредить кожу. На взгляд большинства людей, клочки необработанной рыбьей кожи, сваленные в дубильный барабан, напоминают мусорную кучу и пахнут соответственно. Но для Воделя это высокая мода. "Это кожа XXI века", - говорит он.
Ежемесячно Водель и его бригада, состоящая из трех дубильщиков, превращает 5 тыс. пахучих рыбьих шкурок по 9 центов за штуку в мягкие лоскуты без запаха, получая за каждый из них по 4-5 долларов от оптовиков и производителей.
Когда кожа, например, нильского окуня попадает в кожевенную мастерскую Патрика Добе, работающего в сарае в нескольких милях от Воделя, она быстро превращается в сумочку, которая продается в магазине Добе примерно за 200 долларов. Дубильщик уверен, что за рыбьей кожей будущее.