Ученые из Сибирского отделения Института цитологии и генетики РАН три недели обследовали жителей поселка Гыда в Тазовском районе Ямало-Ненецкого автономного округа и сделали вывод о наличии взаимосвязи между питанием, устойчивостью к онкологическим заболеваниям и склонностью к алкоголизму у представителей коренных народов Севера.
"Они едят много мяса, много жира, у них белково-липидный тип питания. Так и надо питаться, у них уже гены к этому приспособлены, менять ни в коем случае нельзя. Кровь чуть-чуть более жидкая. Это для того, чтобы не было сгустков, тромбов, которые приводят к инфарктам", - рассказала ГТРК "Ямал" заведующая лабораторией популяционной этногенетики Новосибирского института цитологии и генетики Людмила Осипова.
Как уточняют "Новосибирские новости", выявленные особенности способствуют быстрому заживлению ран у северян, лучшей реакции на антибиотики, а также устойчивости к онкологическим заболеваниям. В то же время генетически сложившееся отсутствие углеводов в арктическом меню приводит к быстрому возникновению алкогольной зависимости.
Генетики побывали в ямальском поселке уже в четвертый раз и вновь подтвердили важность сохранения традиционного рациона питания. Так, в ноябре один из главных идейных вдохновителей арктического рациона, доктор медицинских наук Андрей Лобанов говорил: "Мы провели недавно исследования, где сравнивали здоровье жителей поселка Ныда Надымского района, Гыда Тазовского района и Новый Порт Ямальского района. И мы увидели интересную закономерность: те люди, которые потребляли продукты местного производства, в первую очередь те, что производились на ферме в поселке Ныда (местные молочные, мясные продукты), они имели достоверно лучшие показатели здоровья по многим направлениям: на уровне клетки, ткани, работы органов. Даже имея те же самые нагрузки - и курение, и производственные вредности".
Отметим, тема патологического влечения к спиртному народов тюрко-монгольской и финно-угорской групп волнует ученых не первое столетие. Предрасположенность к алкоголизму пытались объяснить не только особенностями рациона, но и генетически обусловленной спецификой метаболизма и ферментов. Кроме того, специалисты настаивали, что у бурят, тувинцев, алтайцев, чукчей и ненцев одной из главных причин неконтролируемых возлияний является "субмиссивная мотивация" - невозможность отказаться от выпивки, "когда наливают".
Издание "Сиб.ФМ", пытаясь осмыслить обоснованность обвинений в спаивании сибиряков в период колонизации русскими Сибири и Севера, проанализировало данные исследования "Алкоголь в эпосе сибирских народов" доктора медицинских наук Марины Чухровой и филолога Алины Дмитриенко. Как оказалось, алкогольные напитки разной крепости присутствовали в традиционном быту практически любого коренного этноса Сибири. Например, у алтайцев и бурят были "чегень" и "хорзо" - по-особому заквашенное коровье молоко и многократно перегнанная водка. Еще в начале XVIII века у татар, калмыков, монголов и тунгусов была известна водка "арака".
При этом этнографы обращали внимание на восприятие молочной водки как символической, сакральной ценности. Употребление "араки" было связано с важными моментами в жизни человека и социума - рождением детей, свадьбами, похоронами, приемом гостей. В то же время бытовое пьянство было весьма редким явлением.
Уровень алкоголизации коренных народов Севера наводит на мысли о вымирании
В начале 2000-х годов Московская Хельсинкская группа в специальном докладе обращала внимание на массовую алкоголизацию народов Севера. "Из-за многовековой изоляции народы Севера не имеют генетической защиты от многих инфекционных заболеваний, которые протекают у них значительно тяжелее, чем обычно. Наиболее серьезную угрозу представляет распространение среди них туберкулеза. Кроме того, у большинства местных коренных жителей Севера генетически нет защиты от отравления алкоголем, и алкоголизм может возникнуть после нескольких приемов спиртного. По данным Сибирского отделения Академии медицинских наук, смертность от спиртосодержащих напитков у них в 15-20 раз превышает аналогичную смертность уроженцев средних и южных территорий. Как заявил член Совета Федерации от Эвенкийского АО Н. Анисимов, результат бесконтрольной продажи алкоголя сравним с эпидемией - тысячи людей уходят из-за нее из жизни. Если не принять срочных мер, то уже через 15-20 лет число коренных жителей Севера может сократиться в три раза", - предупреждали правозащитники.
К 2014 году эксперты пришли к мнению, что коренное население Севера может вымереть от алкоголизма и "мусорной еды" значительно раньше, чем потеряет свою культурную идентичность. Как сообщала газета "Совершенно секретно", на данный момент на Ямале зарегистрировано более семи тысяч хронических алкоголиков. Для региона с численностью немногим более полумиллиона человек это значительная доля, на 20% превышающая средние показатели по России. А неофициальных алкоголиков может быть в разы больше.
На "Водочной карте России", составленной компанией "Финмаркет", в число самых пьющих регионов вошли не только Ямал, но и Таймыр, Якутия, Ненецкий автономный округ и Магаданская область. Поселок Тазовский занял четвертое место в стране по годовым тратам одного жителя на водку, а Нарьян-Мар вошел в пятерку по объемам продаж алкоголя в расчете на душу населения.
"Проблема усугубляется тем, что предрасположенность к алкоголизму у коренных северных народов намного выше, чем у жителей низких широт. Врачи-наркологи даже ввели в обиход такой термин, как "северный ген". У жителей тундры иначе устроен обмен веществ, их организм не вырабатывает достаточного количества ферментов, необходимых для расщепления этилового спирта. Поэтому что русскому хорошо - то ненцу смерть. Коренному населению тундры, генетически не приспособленному к потреблению алкоголя, он наносит значительно больший вред, чем жителю средней полосы, чьи предки на протяжении десятков поколений вырабатывали устойчивость к спиртному. По словам наркологов, период от первой рюмки до хронической стадии алкоголизма у коренных северян в среднем короче, чем у пришлого населения, они чаще страдают от алкогольных психозов, их организм быстрее изнашивается. Иными словами, водка для коренного населения тундры - это почти то же самое, что тяжелые наркотики для жителей европейской России", - отмечалось в статье.
Российским северянам грозит судьба американских индейцев
Помимо генетической предрасположенности и особенностей рациона в алкоголизации коренных народов обвиняли и разрушение традиционного образа жизни. Так, у тех северян, которые не переехали в поселки, а продолжают жить на кочевых стоянках и разводить оленей, просто нет ни времени, ни возможности пить водку.
Научный сотрудник Центра изучения Арктики Сергей Андронов полагает, что влияние цивилизации грозит северянам не только алкоголизмом, но и проявлением так называемого синдрома навахо. "Система питания коренных народов Севера всегда была построена на употреблении местной рыбы, оленины, ягоды, - говорит Андронов. - Эти продукты дают большой запас энергии, который расходуется постепенно, и хватает его надолго. Углеводы перерабатываются быстрее, но их энергетическая ценность ниже. В результате человек просто начинает есть больше. Но в "Дошираке" и конфетах нет тех микроэлементов, витаминов, жирных кислот, которые необходимы организму для нормальной жизнедеятельности. И организм начинает работать на износ. Доля урбанизированных продуктов в рационе северян растет с каждым годом. Этому способствует отток населения из тундры в поселки. Оленеводческие и рыбопромысловые хозяйства уже не могут обеспечить оседлое население достаточным количеством местных продуктов. В результате люди просто вынуждены переходить на "мусорную еду".
Нечто подобное происходило в индейских резервациях Соединенных штатов. Индейцы разучились вести традиционное хозяйство, и государство обеспечило им безбедное существование и возможность купить еду в ближайшем супермаркете. Это привело к тому, что, например, среди индейцев навахо около 70% страдают тяжелыми формами ожирения.
Отметим, среди генетиков все же нет единого мнения по поводу предрасположенности коренных народов Севера к алкоголю. "Нет данных, что якуты спиваются легче, чем какие-либо другие народы. Мы изучали генетические особенности российского населения. Почему-то модно сейчас говорить, что русские или другие народы России пьют, потому что у них какие-то специальные гены. Никаких специальных генов мы не нашли, наоборот, есть гены, правда, у небольшой части населения, которые защищают от злоупотребления алкоголем. У носителей этих вариантов генов больше отравление алкоголем, поэтому они меньше пьют. У русских частота таких вариантов генов от 5 до 8% населения, может быть, в каких-то районах и 10%, а в Якутии побольше - до четверти населения якутов от избытка употребления алкоголя защищена. По генам с российским населением все в порядке, ничем не отличается от населения других европейских стран, поэтому причины пития следует искать в социальной сфере", - утверждала в интервью "Дождю" заместитель директора Института общей генетики РАН Светлана Боринская.
По ее словам, миф о том, что тюрко-монгольские и финно-угорские народы спиваются, потому что не расщепляют алкоголь, возник 30 лет назад, когда были обнаружены гены, которые на самом деле защищают от алкоголизма.
"Они (гены. - Прим. NEWSru.com) распространены в Китае, Японии. Многие там не могут пить. Немножко выпил, и стало так плохо, что физически продолжать пить невозможно. Так как сначала изучили несколько народов, относящихся к монголоидам, сделали неправильный вывод, что у всех монголоидов есть такие гены. Все получилось наоборот. Ген на самом деле защищает, а не предрасполагает к алкоголизму. С генетикой там все нормально. Есть другая особенность, что коренные народы севера традиционно были приспособлены к другому питанию, не такому, какое сейчас есть, современное городское. Очень много мяса, жира. Традиционно в питание входило 200 г жира в день, это как пачка масла, только не сливочного масла: это был жир морских животных, обладающий абсолютно другими свойствами. Когда такие народы переводят на современную диету, у них могут возникать нарушения", - пояснила Боринская.