История переписи в России насчитывает несколько периодов, во время которых переписчиков интересовали совершенно разные вопросы. Так, на первой известной переписи, которая прошла на Руси еще во время монголо-татарского владычества, считались дома (или "дымы"). Эти данные татарским ханам были нужны, чтобы облагать население Руси данью.
В советский период российской истории было проведено семь переписей населения. Первая состоялась в самый разгар гражданской войны, в 1920 году. Правда, она охватила лишь 72% населения страны. Часть материалов переписи погибла, а 30 переписчиков были убиты.
В первых советских переписях основной единицей учета была семья. Именно из-за этого переписчики столкнулись с большими трудностями. В 1926 году, как сообщали газеты того времени, многие жены, в отсутствие мужей заполняя личный листок переписи, не могли сказать, где работает их супруг.
Перепись 1926 года
Кроме того, оказалось много семей с двумя женами - зарегистрированными и фактическими. И те и другие доказывали счетчикам, что именно они и есть настоящие. С другой стороны, многие женщины с детьми, живущие за счет алиментов или собственным трудом, хотели записаться "девицами", сообщали тогдашние газеты.
Некоторые женщины приходили в переписные бюро жаловаться на счетчиков, что те не вносили их в карточки как жен. Больными оказались также вопросы о возрасте женщин и жилой площади.
Мужчины, имеющие несколько жен, скрывали их из боязни преследования. А татары на вопросы о брачном состоянии отвечали: "Холост, но есть женщина", - сообщала "Правда" в 1926 году.
В Ленинграде многие домоуправители в первый день переписи (в понедельник) были пьяны, а студенты-счетчики оказались не очень добросовестными, отказывались от работы или менялись участками.
В Днепропетровске, сообщала "Правда", решили переписать беспризорных в облюбованном ими развалившемся доме. Однако на головы переписчиков обрушился шквал камней, а переговоры ни к чему не привели.
Другой группе переписчиков удалось переписать беспризорных в грудах угольного шлака, так как они заблаговременно договорились с их пятнадцатилетним главарем. Он пригласил их ближе к вечеру, когда "подтянется шпана", и обещал безопасность.
Перепись беспризорных в Москве показала, что они ночью обитают на бульварах, в мусорных ящиках, под лестницами в подъездах, у Китайской стены, в трамвайных павильонах, в железнодорожных вагонах. В опилках на вокзальных кучах даже устраивают пещеры, отмечала "Правда".
Тогдашние "кулаки" боялись переписи точно так же, как современные предприниматели. Вот что писала по этому поводу "Правда" в 1926 году: "Кулацкие группы стараются использовать перепись в своих интересах и ядовито нашептывают: "Вот перепишут, возьмут всякую безделицу на учет - да налогом и трахнут..." Но их голос слаб, никто их не слушает".
Зато предельно честными были представители низших слоев общества. Как отмечали газеты, в некоторых домах в графе "основная профессия" опрашиваемые писали: "вор-рецидивист", "проститутка"... А беспризорники так и говорили: "нищий певец", "нищий музыкант" или просто "вор".
Перепись 1937 года
Следующая перепись состоялась в 1937 году и произвела эффект разорвавшейся бомбы. Сталин вынужден был назвать ее "вредительской", "признать организацию переписи неудовлетворительной и сами материалы переписи дефективными" и засекретить результаты.
Во-первых, в результате переписи обнаружились страшные последствия голода 1932-1934 годов, когда страна потеряла около 7 млн. человек.
В печати, правда, эти сведения никак не были отражены. Советские газеты писали не о массовой гибели населения, о том, что население "значительно омолодилось". "Правда" отмечала: "Первые же впечатления счетчиков, проводивших предварительный обход населения, дают возможность сделать уже некоторые выводы. Чувствуется, что за последние годы страна наша значительно омолодилась. Со всех концов страны сообщают об обилии детей".
Во-вторых, эта перепись показала, что в атеистической стране большинство населения было верующим.
"Чрезвычайно много хлопот доставил счетчикам вопрос, верующий или неверующий. Неожиданно этот пункт оказался наиболее трудным и "капризным" как для счетчика, так и для населения", - писала "Правда".
Газета приводит пример: "Одна из женщин спросила счетчика: "Правда ли, что в паспортах будут ставиться штампы, если человек верующий". Счетчику понадобилось много труда, чтобы уверить ее в том, что никаких отметок в паспортах не делается".
А в другом селе, пишет газета, "был распущен злостный слух, что верующих будут выселять".
Перепись 1939 года
В 1939 году была проведена новая перепись, результаты которой с точки зрения партийного руководства были уже абсолютно правильными. Для этого были приложены немалые усилия. Первым делом вопрос о религии в новых переписных бланках был исключен. Кроме того, впервые в практике советского переписного дела ввелось уголовное наказание за уклонение от переписи.
Ее итоги заняли почетное место в истории советской статистики: на тот момент в СССР проживало 170,5 миллиона человек.
Из газет 1939 года: "Перепись прошла на высочайшем пропагандистском уровне. Во многих городах и селах площади и улицы во время переписи были украшены художественно выполненными плакатами, лозунгами, полотнищами и портретами руководителей партии и государства - так же, как это имеет место в дни революционных праздников".
"11 самолетов совершили агитационный рейс, посвященный Всесоюзной переписи населения, с борта сбрасывались листовки, агитаторы читали лекции, а там, где самолет посадить не удавалось, агитаторы прыгали с парашюта", - сообщала "Комсомольская правда".
Переписчики, чтобы учесть всех жителей огромного государства, совершали настоящие подвиги. "В труднодоступных горных районах Аджарии живут пять семей горцев на расстоянии 5-8 км друг от друга. В зимнее время дороги к ним нет, но комсомолец-учитель Хасан Кочалидзе и его товарищ решили обязательно переписать эти семьи, - пишет "Комсомольская правда". - Они пробирались через перевалы и над пропастями, карабкались по скользким скалам и прошли пешком 45 км".
Кроме того, перепись выявила интересные особенности советской семьи. "В социалистическом обществе можно найти семьи, где главой семьи является женщина, даже не мать, а дочь. Объясняется это не тем, кто сколько зарабатывает, а другими особенностями, которые присущи только советской семье", - отмечала газета.
Интересно, что, как и в 2002 году, в 1939 переписчики больше больше всего боялись собак. Так, как писала тогдашняя "Комсомолка", в Ташкенте население просили "обязать владельцев собак в дни переписи держать своих питомцев на привязи, чтобы счетчик мог без опасений входить во двор". Правда, в резолюции местного пленума этот пункт не оговаривался: в документ посчитали "неудобным" записывать постановление о собаках.
Перепись 1959 года
Последующие проводившиеся в СССР переписи также были призваны предоставить "правильные" сведения в ущерб реальным демографическим данным. Об этом свидетельствует тот факт, что после 1939 года перепись была проведена только через 20 лет - в 1959 году. Эксперты объясняют это тем, что правительству не хотелось привлекать внимание к неоправданно большим людским потерям в период Второй мировой войны.
Во время этой переписи также случались курьезы. В одном из сел Пензенской области мамаша никак не могла сосчитать своих детей. Получалось их по пальцам то восемь, то девять. А уж перечислить их по именам ей было и вовсе не под силу.
Перепись 1970 года
Об интересных случаях во время переписи 1970 писала "Вечерняя Москва". В бакинском селении Барзаву право первому ответить на вопросы переписчиков было предоставлено ┘ 165-летнему Ширали Мислимову. Он оказался старейшим жителем СССР. В графе о годе рождения появилась запись: "1805".
Как отмечала газета, "аксакал гор с удовольствием ответил на вопрос об источнике средств существования. Пенсия, которую выплачивает государство, позволяет Мислимову жить в достатке. В его доме, построенном земляками, каждый вечер светится голубой экран телевизора".
Последняя перепись в нашей стране проводилась в 1989 году. Тогда в РСФСР было учтено 147 млн. 21 тыс. 869 человек.
Сколько россиян теперь - вопрос открытый. Но, по предварительным прогнозам, граждан России стало значительно меньше.
В первый день переписи-2002 переписчики уже обнаружили города-призраки
Как ожидается, перепись 2002 года подтвердит предположения демографов об уменьшении численности населения России, а также неблагополучной миграционной ситуации. Отчасти в пользу печальных прогнозов говорят первые общие результаты досрочной переписи в отдаленных районах Севера и Дальнего Востока.
Как рассказала начальник Управления переписи населения и демографической статистики Госкомстата России Ирина Збарская, переписчики уже обнаружили не один "город-призрак". Речь идет о населенных пунктах, которые официально зарегистрированы, но на самом деле давно опустели и фактически перестали существовать.
Такая судьба, в частности, постигла один из поселков в Октябрьском районе Камчатки. По словам Ирины Збарской, в некогда крупном рыболовецком поселке, коим он и сейчас значится на всех местных картах, в реальности остались жить единицы.