Лоббирование интересов спонсоров избирательной кампании очень распространено среди депутатов, хотя оно и не является единственным заработком депутатов. Газета "Версия" публикует тарифы на лоббистские услуги депутатов и раскрывает их специфику.
Единственным магнатом, "самолично избравшимся" в парламент в 1990 году, был глава "Сургутнефтегаза" Владимир Богданов. Зато почти каждая солидная бизнес-структура стремилась обзавестись собственным, прикормленным депутатским объединением.
Сейчас, правда, для лоббистской деятельности осталось довольно мало возможностей: нити управления экономикой одну за другой берет в свои руки Кремль. "У депутатов и их патронов остались лишь крохи былой лоббистской роскоши", - утверждает "Версия". Даже второе чтение бюджета, когда деньги делятся между отраслями и регионами, заняло всего одно заседание. Большинство депутатов просто не успели повлиять на дележ федерального пирога.
Зато на этом фоне очень перспективным местом для приложения лоббистских усилий стал думский Комитет по бюджету и налогам. Там за закрытыми дверями готовится окончательный вариант проекта бюджета, который потом утверждается депутатским корпусом. Неудивительно, что попасть в этот комитет было пределом мечтаний многих думцев. В результате штат комитета оказался раздутым сверх всякой меры - 51 народный избранник. Для сравнения: в Комитете по делам национальностей лишь 6 членов, по культуре - всего 8.
Кроме бюджетного сообщества популярностью пользуются Комитет по кредитным организациям и финансовым рынкам, Комитет по экономической политике, предпринимательству и туризму, Комитет по энергетике, транспорту и связи.
Услуги и цены
Негласные лоббистские расценки по сравнению с предыдущей Думой почти не изменились, утверждает "Версия". Принятие с нуля во всех 3 чтениях нужного закона -100-200 тысяч долларов, внесение необходимых поправок - 30-50 тысяч. При этом на подкуп может идти до 10% запланированной прибыли, которую получает заинтересованная компания в случае решения вопроса. По информации издания, в последнее время самые жаркие споры разгорелись вокруг закона "О соглашениях о разделе продукции", к которому различные лоббисты постоянно предлагают поправки.
Впрочем, у депутата немало и других возможностей для заработка. Например, депутатский запрос, который касается, как правило, претензий к той или иной коммерческой структуре, стоит 2-10 тысяч долларов. Если же он прошёл и думское слушание, цена резко подскакивает.
Организация запроса в прокуратуру от группы депутатов оценивается в среднем в 30 тысяч, от одного депутата - в 5 тысяч долларов. Интересно, что у члена ЛДПР такую бумагу можно купить за 1 тысячу, а вот подпись авторитетного председателя солидного комитета стоит 10-15 тысяч. Личный звонок депутата к чиновнику уровня замминистра с ходатайством о помощи некоей структуре оценивается в 2-4 тысячи долларов.
В прошлой Думе были даже совсем анекдотичные случаи вроде рекламного предложения пригласить депутата на свадьбу, где он может не только произнести тост, но даже спеть и сыграть на музыкальном инструменте. Всего за тысячу "зеленых". На новый 2001 год можно было позвать депутата всего за 1500 долларов. Но нынешние думцы до такого "бизнеса" еще не додумались.
Разумеется, есть цена у решения политических вопросов. Скажем, за голосование против импичмента Бориса Ельцина, как и за утверждение премьером Виктора Черномырдина, платили по 5 тысяч. Как рассказал нам бывший депутат, банкир КПРФ Владимир Семаго, на провал импичмента у президентской администрации ушло всего полмиллиона долларов.
Структура на примере "Единой России"
Ныне подкуп играет в Думе гораздо меньшую роль, все решения принимает исключительно "Единая Россия". Именно члены этой партии находятся во главе всех 29 комитетов Госдумы, а это значит, что они в состоянии обеспечить положительную резолюцию при рассмотрении любых вопросов.
Так что неудивительно, что "Единая Россия", как и подобает партии власти, обладает самым солидным официальным бюджетом: по слухам, он составляет 3 млн долларов в год. При этом зарплаты ведущих специалистов в центральном аппарате партии не превышают 800 долларов. А вот доходы тех, кто стоит у руля партии, гораздо выше. Главное достоинство Бориса Грызлова, Юрия Волкова, Валерия Богомолова в прямом выходе на Владимира Путина.
Следующие в партийном ранжире - Вячеслав Володин и Олег Морозов - общаются, как правило, с куратором кремлёвской политики Владиславом Сурковым. К числу протеже Кремля можно отнести бывшего адвоката Анатолия Собчака, а ныне председателя Комитета по конституционному законодательству Владимира Плигина. Глава Комитета по бюджету и налогам Юрий Васильев считается близким к Михаилу Фрадкову, а председатель Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Владислав Резник - протеже Алексея Кудрина.