Moscow-Live.ru

На фоне озвученных турецкими дипломатами упреков в адрес России по поводу уклонения от прямых контактов посол Москвы в Турции Андрей Карлов выступил с рядом комментариев касательно двусторонних отношений, напомнив в очередной раз, что Россия продолжает ожидать извинений и компенсаций за сбитый в ноябре военный самолет, полагая это принципиально важным для возобновления былого сотрудничества.

"Мы не были той стороной, по вине которой резко ухудшились российско-турецкие отношения. Уничтожение военного самолета - это беспрецедентный вызов России. Российское руководство повело себя предельно четко в этой ситуации. Президент РФ Владимир Путин с самого начала заявил, что должна сделать Турция для преодоления этого глубочайшего кризиса в наших отношениях. Мы ждем официальных извинений от турецкой стороны, наказания виновных и компенсации того ущерба, который был нанесен нашему государству. Заявлений турецкой стороны о том, что Турция сожалеет о случившемся, явно недостаточно, их уровень не соответствовал тому, что произошло. Поэтому следующий ход за турецкой стороной", - высказался дипломат в интервью РИА "Новости".

Москва в этой ситуации действует предельно открыто, указал Карлов: был указ президента и три постановления правительства, где перечислены принятые в отношении Турции меры. "У нас с Турцией успешно развивались экономические отношения, товарооборот превышал 30 миллиардов долларов, до 4,5 миллиона российских туристов в год посещали Турцию. В то же время есть определенное количество стран, с которыми у нас отношения десятилетиями не развиваются, а просто существуют. Вот примерно такие же отношения у нас будут и с Турцией, если Анкара не изменит свою позицию", - пояснил посол России.

В то же время дипломат, представляющий в Анкаре интересы Москвы, полагает, что Россия и Турция не нуждаются в помощи международных посредников для выхода из сложившейся ситуации. "Наша позиция турецкой стороне известна, у нас не прерваны дипотношения, оба посольства - в Москве и Анкаре - работают. Если Турция захочет сделать реальные шаги для нормализации отношений, то у нее есть для этого все возможности", - заявил Карлов, добавив, что Россия ранее считала Турцию своим важным партнером, с которым можно обсуждать все вопросы, в том числе и по темам, где позиции не совпадают.

По мнению российского посла, самый большой урон от ухудшения двусторонних отношений понесут Анталья и соседние турецкие провинции. Это произойдет за счет радикального уменьшения туристического потока, а также введенных в РФ ограничений на поставки из Турции сельскохозяйственной продукции.

"Многим турецким поставщикам очень тяжело будет когда-либо вернуться на российский рынок или не удастся никогда, потому что на их место пришли египетские, израильские, азербайджанские, иранские. Есть и длинная очередь из иностранных компаний, которые хотели бы занять эту нишу, и вернуться в нее Турции будет непросто даже в случае нормализации наших отношений. Турецкие бизнесмены - очень грамотные люди и прекрасно понимают, почему они потеряли контракты в РФ и вместе с ними миллиарды долларов, (…) из-за ухудшения отношений с Россией Турция потеряет 11 миллиардов долларов. Нельзя обвинить нас в том, что Россия сгущает краски, это цифры турецкой стороны", - отметил он.

Что касается крупных российско-турецких проектов в сфере энергетики - АЭС "Аккую" и "Турецкого потока", то под введенные Москвой санкции они не попали, так что перспективы их реализации зависят от турецкой стороны, отмечает дипломат.

Посол Карлов отметил недостаточный уровень взаимодействия с Анкарой по вопросу противодействия террористам из запрещенного в РФ "Исламского государства". "Турция - один из  основных каналов перехода иностранных боевиков на  территорию, контролируемую ИГ. Сотрудничество между РФ и  Турцией по  этому вопросу находилось на  явно недостаточном уровне. Часто мы узнавали только из  СМИ о  том, что задержана группа иностранцев, среди которых есть российские граждане. В силу того, что Турция не  шла с  нами на  полноценное сотрудничество, мы не  можем привести статистику задержаний наших граждан на  турецко-сирийской границе по  подозрению в  причастности к  ИГ", - рассказал посол.

Он отметил, что зачастую российские граждане, задержанные по подозрению в причастности к ИГ, высылались турецкими властями не в Россию, а в третьи страны, в том числе те, с которыми у Москвы нет дипломатических отношений - к примеру, Грузию.

Что касается обвинений со стороны Анкары в нарушениях воздушного пространства, имевших, как утверждается, место неоднократно, то Андрей Карлов предложил оперировать данными объективного контроля. Он указал на тот факт, что турецкая сторона озвучивает обвинения, не представляя никаких доказательств. "В последнем случае, 29 января, турецкая сторона сослалась на  НАТО, которое якобы первым зафиксировало это нарушение. Мы точно так же запросили данные объективного контроля у  НАТО и  также ничего не  получили. Если эти данные, как  нам утверждают, секретные, то от  кого этот секрет? Нас открыто обвиняют в  нарушении границы, при  этом говорят, что доказательства секретные. Нам это непонятно", - возмутился он.

Также посол РФ в Турции дал понять, что возникшие проблемы в отношениях двух стран связаны только с частью турецкого руководства. "Мы никогда не  говорили, что Турция является для  нас враждебной страной. Более того, президент России подчеркивал, что турецкий народ - дружественный нам народ. Проблема существует только с  частью действующего турецкого руководства, с  которым невозможно договориться", - подчеркнул Карлов.