НТВ

Исполняется восемь лет с тех пор, как 9 августа 1999 года Владимир Путин был поставлен во главе правительства России. С этого времени он фактически руководит страной, отмечает газета "Комсомольская правда". Издание задалось вопросами: сильно ли изменился Путин за восемь лет управления государством и похожи ли на премьер-министра Путина нынешние первые вице-премьеры Иванов и Медведев? На вопросы отвечали политологи Марков и Никонов, а также главный редактор "Эха Москвы" Венедиктов.

"Комсомольская правда" упоминает несколько "рубежных дат", определяющих деятельность Путина. Это принятие президентских полномочий 31 декабря 1999 года с уходом в отставку Бориса Ельцина, выборы 26 марта 2000 года и инаугурация 7 мая того же года. Затем - перевыборы и повторная инаугурация в 2004 году. Но вхождение Путина в большую политику началось еще 9 августа 1999-го, когда после отставки правительства Степашина президент Ельцин предложил Путина в премьер-министры и объявил его своим преемником.

Газета отмечает скромность, которой отличался новый премьер-министр. В отличие от своих предшественников на посту главы правительства, Путин отказался от помпезных церемоний встречи с хлебом-солью и ковровыми дорожками. Свои поездки он совершал в старой куртке-аляске с потертой подкладкой. Первое время он стеснялся и ходить в народ. Например, при посещении предприятия в Магнитогорске Путин оказался в шумном цеху перед рабочими. Подойдя к микрофону, премьер обнаружил, что аппаратура слабовата - его попросту не слышат. Застеснявшись, Путин развернулся и ушел. Но теперь, отмечает обозреватель Александр Гамов, Путин зажигает в любой аудитории.

Издание опросило нескольких экспертов, чтобы определить, изменился ли президент и как по сравнению с его премьерским периодом выглядят нынешние возможные преемники - Сергей Иванов и Дмитрий Медведев.

Президент фонда "Политика " Вячеслав Никонов высказался о деятельности Путина в самых восторженных тонах. "Мало кому удавалось за восемь лет так резко в лучшую сторону поменять положение дел в государстве Российском", - заявил он. Сравнить его с Ивановым и Медведевым Никонов затруднился, но отметил, что у первых вице-премьеров больше опыта работы в Кремле, чем было у Путина перед его восхождением на вершину власти. Никонов также считает, что нет большого значения, кто из них возглавит государство - преемственность политического курса будет сохранена. А сам Путин после своего ухода в 2008 году с поста президента "останется работать Путиным". Его популярность в народе, убежден политолог, не требует занимать какую-либо определенную должность.

Главный редактор радиостанции "Эхо Москвы" Алексей Венедиктов признал, что давно не встречался с Путиным лично, но восемь лет назад, в августе 1999, Владимир Владимирович показался ему "человеком застенчивым, даже романтичным". Судя по впечатлениям, полученным из телевизионного экрана, этих качеств у президента "стало изрядно меньше". Иванов и Медведев, по наблюдению Венедиктова, стараются копировать Путина, а потому вторичны по отношению к нему. Сейчас похожесть на Путина может помочь его будущему избраннику стать президентом. Но не исключено, что в дальнейшем она помешает, считает журналист.

Директор Института политических исследований Сергей Марков назвал изменения, которые произошли за восемь лет с Путиным, "приобретением уверенности" и "органичности". Путин, по наблюдению Маркова, "вошел во вкус" работы президентом. По сравнению с кризисной ситуацией, которую застал Путин в конце 1999 года, обстановка, в которой ему приходится действовать, значительно изменилась. И если в первые недели и месяцы работы на высших постах Путин часто казался утомленным или "недостаточно уверенным на международной арене", то сейчас он - "один из гарантов международной политики". Не изменилась идеология Путина - это все тот же, определил политолог, "либеральный патриотизм".

Что же касается Иванова с Медведевым, то, хотя они не имеют своих команд и остается "некоторая неопределнность" с будущим кадровым составом правительства и администрации президента, первые вице-премьеры в чем-то "уже обошли раннего Путина". И, по сравнению с 1999 годом, уже нет неопределенности с будущим курсом страны - ясно, отмечает Марков, что преемник Путина в целом будет "идти тем же путем, которым идет сейчас Путин".