РЕН ТВ

Четверо сотрудников столичного ОВД "Митино" были приговорены судом к нескольким годам колонии за то, что, разнимая драку, задержали чеченцев со связями, в том числе племянника сенатора Асланбека Аслаханова, а не участвовавших в потасовке армян. К такому выводу пришла газета "Московский комсомолец" по итогам собственного расследования.

Тушинский суд Москвы в мае приговорил Евгения Степанова, Юрия Уварова и Руслана Каюмова к наказанию за превышение должностных полномочий в виде пяти лет колонии. Алексей Виноградов, который в момент инцидента не работал, а отдыхал в кафе, где произошла драка, обвинили в подстрекательстве своих коллег и осудили на три года колонии общего режима. Коллеги осужденных считают, что милиционеры поплатились за то, что посмели задержать "блатных" чеченцев, а уголовное дело против них было сфабриковано.

Драка между чеченцами и армянами в кафе-баре "Оскар" произошла ночью 24 января 2009 года. По вызову в заведение на улице Барышиха прибыл наряд сотрудников отдела внутренних дел "Митино". К этому моменту потасовка уже закончилась, однако милиционеры решили разобраться с зачинщиками драки. В частности, они попытались задержать племянника сенатора Мансура Аслаханова. Чеченец подчиняться отказался, заявив, что тоже является сотрудником милиции. Оказывая сопротивление, Аслаханов толкнул Юрия Уварова. Упав, милиционер получил сотрясение мозга.

Тем не менее в итоге Аслаханова и еще четырех человек скрутили и отвезли в ОВД "Митино". Уже через несколько часов все задержанные были отпущены по приказу замначальника следственного отдела митинского ОВД. В мае в отношении сотрудников ОВД "Митино" было возбуждено дело по статьям 286 (превышение должностных полномочий) и 318 (применение насилия в отношении представителя власти) УК РФ.

Милиционеров обвинили в том, что они "из-за внезапно возникших личных неприязненных отношений" надели наручники, избили и задержали потерпевших, вместо того, чтобы принять меры к задержанию организаторов потасовки - армян.

Что происходило в кафе: показания свидетелей

Как следует из показаний свидетеля Левона Мкртчяна, потасовку устроили чеченцы. По его словам, в кафе он подошел к своему однокласснику Илье Гусельникову, который в компании Ахмеда Арсанукаева за столиком пил водку, чтобы поздравить его с днем рождения. Как рассказал Мкртчян, за столом у него произошла ссора с Арсанукаевым, который сначала стал нецензурно оскорблять его, а затем набросился с кулаками на его друга Шаряна.

Мансур Аслаханов, в свою очередь, сообщил, что ночью ему позвонил его знакомый Арсанукаев и попросил приехать помочь ему отбиться от армян. Одновременно к кафе подъехали также брат Ахмеда - Магомед Арсанукаев, а также его друзья Храмов, Кехарсаев и Гакашев.

По словам Мкртчяна, на улице подъехавшие на подмогу чеченцы стали армян, завязалась драка. Аслаханов настаивает, что первыми напали армяне - один из них ударил бутылкой по голове Арсанукаева. Чеченец не отрицает, что доставал травматический пистолет, однако утверждает, что сделал это только для того, чтобы остановить потасовку.

Как, в свою очередь, рассказал суду сотрудник милиции Алексей Виноградов, который в тот вечер отдыхал в кафе, увидев драку, он позвонил своим коллегам в отделение. Выяснилось, что они уже выехали по сигналу сотрудников кафе.

Следствие делало все, чтобы обвинить милиционеров

В итоге чеченцев доставили в отделение, а армян не тронули. В отделении Аслаханов позвонил своему земляку из окружного управления. Чеченцев отпустили. Как утверждает двоюродная сестра Евгения Степанова Дина Степанова, которая в ту ночь была в отделении, во время задержания Аслаханова на его щеке была лишь царапина. Когда через несколько часов он вернулся в отделение, его голова была перебинтована, как будто он получил тяжелые травмы. Все задержанные и отпущенные чеченцы написали заявления, что их незаконно задержали и избили сотрудники милиции.

Травма Юрия Уварова, полученная им после того, как его толкнул Аслаханов, была признана не угрожающей жизни и не нанесшей ущерба здоровью. Так как Уваров написал заявление на Аслаханова за нанесение ему травмы после возбуждения уголовного дела в отношении милиционеров, следователь Анна Крехова решила, что сделал он это только для того, чтобы избежать ответственности самому.

Тушинский суд признал действия Креховой незаконными, постановление отменил, обязав следователя устранить нарушения. Милиционеров выпустили под подписку о невыезде, и они продолжили работать в ОВД "Митино". Крехову отстранили от дела, и милиционеров сажал уже другой следователь.

Видеозапись странным образом исчезла

Как выяснило издание, по странному стечению обстоятельств видеозапись камер наблюдения кафе после просмотра нескольким начальниками оказалась в нерабочем состоянии. Проверяющие пришли к выводу, что милиционеры превысили свои полномочия, а Мансур Аслаханов находился при исполнении служебных обязанностей и пытался задержать преступника.

"МК" также установил, что 15 мая в деле появился еще один эпизод, по которому милиционеры Уваров, Каюмов, Степанов якобы избили еще четырех молодых людей, в том числе несовершеннолетнего. По словам свидетелей, такой эпизод действительно был, но милиционеры задержали пьяных парней законно, выполняя свои должностные обязанности. Как утверждает пострадавший от их действий, его следователь Крехова пыталась заставить признаться, что он избивал их вместе с милиционерами. Молодой человек отказался, но следователь, как он утверждает, извратила его показания в протоколе.

Адвокаты подсудимых указывают на странности в вердикте. Объявляя приговор, судья заявила, что свидетелям защиты верить нельзя, потому что это друзья, коллеги и родственники. В то же время свидетелям обвинения, по мнению суда, верить можно, хотя они такие же друзья и родственники, отмечает защита.

Несовпадения были и в описании драки свидетелями

Обнаружил "МК" несовпадения и в описании драки судом и свидетелями. Начальники милиционеров рассказали, что на исчезнувшей видеозаписи они видели, как сотрудники милиции избивают Арсанукаева и Гакашева. Другие свидетели описали, как, напротив, милиционеры разнимали дерущихся. Гакашев утверждает, что перелом руки ему причинили милиционеры, которые, надевая ему наручники, дернули руки вверх. По данным экспертизы, перелом локтя произошел от удара тупого предмета - возможно, во время падения в ходе драки.

Сторона обвинения также утверждает, что потерпевшего Гусельникова милиционеры избили, в реальности, скорее всего, это было не так. Потому и исчезла видеозапись, считает газета.

Свидетели обвинения, смотревшие запись, утверждали, что такой "наглости" - продолжения драки в присутствии милиции - в их практике еще не встречалось. Таким образом, становится очевидным, что чеченцев было за что задерживать.

Как следует из обвинения, Мансур Аслаханов в ходе конфликта вел себя исключительно корректно - представился сотрудником милиции, и хотя и угрожал пистолетом, но держал его "дулом в землю". Однако в ходе суда выяснилось, что патрон в пистолете был дослан в патронник и находился в состоянии боеготовности. На суде Аслаханов вел себя вызывающе - хамил адвокатам, подсказывал ответы своим друзьям и даже упрекал судью в демагогии. Все выглядело так, как будто потерпевшие были уверены в исходе дела, резюмирует "МК".