Комиссия по помилованию при президенте России отклонила прошение о помиловании российских ученых Игоря Сутягина, осужденного к 15 годам заключения за измену родине, и Валентина Данилова, получившему за аналогичное преступление 13 лет лагерей. Формальным поводом для отказа послужило непризнание учеными своей вины, пишет газета "Коммерсант".
Защита заведующего сектором военно-технической и военно-экономической политики отдела внешнеполитических исследований Института США и Канады РАН Игоря Сутягина уже почти три года добивается помилования ученого. И все это время именно формализм сопутствовал принятию решений по помилованию. Первое обращение с просьбой о помиловании ученого было направлено еще в сентябре 2004 года, вскоре после вынесения Сутягину приговора Мосгорсудом.
Обращение тогда подписали видные ученые, артисты и писатели. Но из комиссии о помиловании при президенте России им ответили, что поскольку сам Сутягин о своем помиловании не ходатайствовал, то и коллективное обращение рассмотрено не будет. Защитники ученого, в свою очередь, утверждали, что личное прошение Сутягин подал еще в начале 2005 года, но оно затерялось в комиссии о помиловании при президенте Удмуртии - в этой республике ученый отбывал срок.
В конце января 2007 года общественники и адвокаты осужденного Сутягина вновь обратились в президентскую комиссию с аналогичной просьбой. Причем на этот раз они ходатайствовали не только за Игоря Сутягина, но еще и за бывшего руководителя Теплофизического центра при Красноярском техническом университете Валентина Данилова, осужденного Красноярским краевым судом в конце 2004 года на 14 лет (Верховный суд РФ позже снизил ему срок до 13 лет).
Обращение подписали академики Виталий Гинзбург и Юрий Рыжов, правозащитники Эрнст Черный и Лев Пономарев и многие другие. Сразу после этого осужденный Сутягин еще раз подал прошение о помиловании, как, впрочем, и Валентин Данилов.
При этом оба ученых не признали себя виновными. "К обращению, составленному на имя президента России, Игорь Сутягин приложил 19 листов текста, в котором попытался объяснить, почему считает себя невиновным", - сказала адвокат Анна Ставицкая.
По ее словам, это не понравилось администрации колонии, через которую и подаются обращения. На Игоря Сутягина в колонии стали оказывать давление с тем, чтобы он переменил свою точку зрения и признал вину. Но осужденный ученый на это не пошел и вскоре получил от администрации колонии несколько взысканий. В частности, одно из них за то, что при досмотре у него нашли мобильный телефон, что строго запрещено внутренним распорядком учреждения.
По словам адвоката Ставицкой, из колонии обращение их доверителя все-таки поступило в региональную комиссию о помиловании Архангельской области, куда перевели Игоря Сутягина из Удмуртии. Но, по замечанию адвоката, отношение к обращению там, как и в колонии, было негативным. "Там также дали отрицательное заключение в связи с имеющимися у осужденного взысканиями и непризнанием им своей вины, - добавила Ставицкая. - Хотя я убеждена, что взыскания были вынесены моему подзащитному преднамеренно, а телефон ему подкинули".
Добавим, что в 2005 году правозащитная организация Amnesty International признала Игоря Сутягина политическим заключенным.
По похожему сценарию развивалась и ситуация с Валентином Даниловым. Региональная комиссия о помиловании, в которую он обратился, дала отрицательное заключение, сославшись на то, что он не раскаялся в содеянном и не признал вину. Из регионов заключения по ходатайствам ученых переслали в комиссию по помилованию при президенте России, которая, как вчера стало известно, направила в колонии, где отбывают сроки Сутягин и Данилов, отрицательные ответы на их прошения. "Наш президент видимо психологически не готов миловать людей", - рассуждает лидер движения "За права человека" Лев Пономарев, напомнивший, что помимо видных российских ученых на освобождении осужденных настаивала Парламентская ассамблея совета Европы.
Отметим, что твердое нежелание ученых признавать свою вину вполне объяснимо, так как в научном сообществе репутация значит гораздо больше, чем, скажем, у государственных служащих. Потому даже если обвинения с ученого снимаются, весьма вероятно требование с его стороны получить компенсацию за репутационные потери.
Так, Новосибирский ученый-физик Олег Коробейничев, обвинявшийся ранее в разглашении государственной тайны, намерен требовать официальных извинений от правоохранительных органов за причиненный ему моральный вред, передает "Интерфакс".
"Если УФСБ РФ по Новосибирской области само не выступит с такогорода заявлением, - заявил адвокат пострадавшего Андрей Жуков, - на следующей неделе мы намерены в порядке, предусмотренном ст.136 УПК РФ ("Возмещение морального вреда") обратиться в прокуратуру и областное УФСБ, поскольку официальные извинения реабилитированному от лица государства должен принести прокурор".
Адвокат добавил, что его подзащитный еще не решил, будет ли он подавать иск о возмещении морального вреда в денежном выражении.
Как сообщалось, уголовное дело в отношении Коробейничева было прекращено за отсутствием состава преступления.
Ученому было предъявлено обвинение в разглашении государственной тайны. В частности, ему вменялось в вину то, что он передавал информацию о разрабатываемых новых видах твердого ракетного топлива в научно-исследовательский центр министерства обороны США.
Вместе с тем, Коробейничев хорошо известен не только в России, но и за рубежом как специалист в области горения, и является ассоциированным членом американского Института астронавтики и аэронавтики. Ученый имеет более 170 научных работ, включая монографии, изобретения и учебное пособие "Химическая физика горения".
Его лаборатория сотрудничает с Корнеллским университетом США, институтом стандартов и технологий США, институтом технологий Нью-Джерси, университетом Кэмбриджа в Великобритании, Католическим университетом Лувена (Бельгия), Национальным Политехническим Институтом Лотарингии (Франция). В течение десяти последних лет лаборатория постоянно имеет международные гранты.