Федеральные власти пресекли попытку Рамзана Кадырова установить границу между Чечней и Ингушетией: полпред президента Александр Хлопонин запретил главам республик касаться темы границы раз и навсегда. Кавказу и России конфликт чеченцев и ингушей грозит сложнейшими межнациональными конфликтами, сказал полпред.
"И я сейчас прошу - брейк, стоп, с публичного пространства выйти, прекратить друг друга оскорблять, остановить эту тему раз и навсегда, выведите это из публичного пространства, хватит об этом ругаться, вы два братских народа", - цитирует РИА "Новости" полпреда Северо-Кавказского федерального округа.
Александр Хлопонин даже робко предложил решить конфликт с помощью создания двух рабочих групп, которые "между собой поговорят, договорятся, обсудят, подумают, какие документы будут браться за основу". Но ни о том, как будут формироваться эти группы, ни о том, в какие сроки они могли бы решить острый вопрос, полпред президента ничего не сказал.
Суть и опасность разногласий между Чечней и Ингушетией
Рамзан Кадыров заявил о намерении поднять на федеральном уровне проблему установления административной границы с Ингушетией в начале августа после спецоперации в ингушском селе Галашки, проведенной чеченскими силовиками. Тогда Кадыров объявил: если президент Ингушетии Евкуров не может навести порядок у себя, то ему помогут чеченцы. Юнус-Бек Евкуров в ответ написал своем блоге, что попытки пересмотреть границу могут привести к конфликту.
Вопрос о размежевании Ингушетии и Чечни уходит корнями во времена СССР, и на карте России между двумя отдельными республиками границы нет. Предметом споров двух кавказских республик издавна были Сунженский и Малгобекский районы Ингушетии, на которые и претендует теперь Чечня, пишет Forbes.
Ингушетия, лишившись этих районов, рискует исчезнуть с карты, так как эти два района составляют две трети территории республики. Без них у российского субъекта останется только два района-анклава. Правда, есть один способ сохранить республику - вернуть себе Пригородный район.
Эта территория по плану, к которому апеллировал Кадыров, должна принадлежать Ингушетии. Однако ситуация в Пригородном районе была непростой, в октябре 1992 года там возник вооруженный конфликт между ингушами и осетинами. Решение этого вопроса стало одной из заслуг Юнус-Бека Евкурова. Он инициировал муниципальные выборы в районе и фактически отказался от него, добившись таким образом отсутствия напряженности на границе с Северной Осетией.
Таким образом, высказывая территориальные претензии, Рамзан Кадыров фактически вовлекает в конфликт не только Чечню и Ингушетию, но еще и Северную Осетию.
Эксперты связывают конфликт Кадырова и Евкурова в нынешней фазе со столкновением двух систем управления. Ингушетия стараниями главы республики воспринимается как такая же часть России, как, например, Ярославская область. А Чечня больше напоминает колонию, во главе которой стоит лидер, формально все контролирующий и отвечающий непосредственно перед президентом России. А в споре о границе Рамзан Кадыров проверял позицию Москвы: какая из двух систем управления федералам кажется более предпочтительной, отмечает Forbes.