Начальник Генштаба Вооруженных сил Россиигенерал армии Юрий Балуевский предложил ряд мер по борьбе с актамивоздушного терроризма в небе над Москвой, но оценил их в 12 миллиардов рублей, которых у военных пока нет. Об этом, как передает "Интерфакс", сообщил командующий войсками Командования специального назначения (КСпН) генерал-полковник Юрий Соловьев.
"С руководством Москвы была разработана целевая программа, но длязапуска ее требуется соответствующее решение на уровне правительстваРоссии, президента страны. Поэтому начальник Генерального штабаобратился с такой озабоченностью в Национальный антитеррористическийкомитет РФ", - сказал Соловьев. Он сказал, что воплощение такой программы будет стоить около 12 млрд рублей.
"Деньги немалые, - продолжил генерал, - но воздушные террористы -враг коварный и опасный. Вспомните, что произошло 11 сентября 2001 годав США. Вряд ли кто хочет, чтобы нечто подобное повторилось в Москве".
Соловьев уточнил, что в целевой программе, разработаннойсовместно с руководством Москвы, предусматривается создание системразведки, управления воздушными силами над столицей на предельно малыхвысотах, системы пресечения воздушных терактов, закупок радиолокационныхстанций миллиметрового диапазона."Но пока нет необходимой законодательной базы", - отметил генерал.
Сейчас действует простая установка: сбивать самолеты с террористами
Напомним, что Юрий Соловьев ранее заявлял журналистам, что воздушные суда, захваченные экстремистами для совершения террористических атак в московском регионе, будут сбиты независимо от наличия соответствующих законов. "Я не допущу, чтобы на Москву что-то упало. Для себя я определился, какое решение буду принимать. Окончательное решение будет принимать главнокомандующий или министр обороны страны", - заявлял Соловьев еще в апреле 2005 года.
А потом Владимир Путин подписал федеральный закон "О противодействии терроризму". Закон, концепция которого была разработана после серии терактов в России в 2004 году, заменил действующий с 1998 года федеральный закон "О борьбе с терроризмом". Он устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных сил в борьбе с терроризмом.
Подразделениям ПВО разрешили сбивать самолеты, захваченные террористами. Однако будет введено несколько степеней проверки информации о захвате авиалайнеров. Решение о ликвидации самолета может быть принято только в том случае, если возникнет реальная угроза его направления террористами "для удара по каким-то жизненно важным объектам либо по местам массового скопления людей".
Насколько реальной может быть угроза атаки с воздуха
О том, что 11 сентября в принципе могло повториться в России, говорилось и раньше со ссылкой на конкретные события. Так, авторитетный американский аналитический центр Stratfor, имеющий тесные связи с американской разведкой, считает, что в ходе событий в Нальчике 13 октября 2005 года российские силы безопасности предотвратили крупномасштабный террористический акт.
Доклад Stratfor Strategic Forecasting под названием "11 сентября, которого не случилось" опубликован в США и основан на собственных источниках этой исследовательской организации, которая имеет тесные связи с разведкой.
Составители доклада считают, что в Нальчике боевики планировали организовать теракт, сравнимый по последствиям с атакой террористов-смертников на Нью-Йорк и Вашингтон 11 сентября 2001 года.
По сведениям Stratfor, планировался захват 17 октября столицы Кабардино-Балкарии бандформированием численностью свыше 700 человек при поддержке местного вооруженного подполья. В качестве основной цели нападения был намечен аэропорт, в то время как удары по другим точкам должны были носить отвлекающий характер.
Как пишет Stratfor, предполагалось поднять в воздух не менее 5 гражданских лайнеров, чтобы бросить их на таран комплекса правительственных зданий в Москве (Кремль или Белый дом), Балаковской АЭС в Саратовской области, железнодорожного узла в Ростове-на-Дону и одной из ГЭС на Волге.