Фото: стоп-кадр видео Антона Фургала / YouTube

Голосование за начало процесса исключения Марины Литвинович из состава Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Москвы инициировал зампред организации Николай Зуев, сообщил "МБХ медиа" источник, близкий к комиссии. Сам Зуев отказался комментировать эту информацию, заявив, что скоро будет опубликована "официальная позиция".

Зуев вошел в состав ОНК в 2017 году от областной региональной общественной организации помощи в трудных жизненных ситуациях и инвалидам "Щит", которая сейчас уже прекратила свою деятельность. "Новая газета" писала, что в анкете не был указан релевантный правозащитный опыт Зуева.

По данным МБХ, ранее он служил в Президентском полку и был кандидатом в муниципальные депутаты по району Митино. При подаче документов в ЦИК в качестве места работы Зуев указал охранную фирму "ТЕМИКС", где он якобы занимал должность охранника шестого разряда.

За исключение Марины Литвинович из состава ОНК проголосовали 22 человека, против - 7, трое воздержались. По словам правозащитницы, инициатор процесса считает, что она нарушила федеральный закон N76-ФЗ об ОНК, разгласив в эфире "Дождя" данные следствия в отношении юристки ФБК* Любови Соболь по делу о проникновении в жилище предполагаемого отравителя Алексея Навального Константина Кудрявцева. Соболь рассказала Литвинович о ночном допросе, очной ставке с тещей Кудрявцева и о том, что у нее изъяли обувь и защитную маску.

Сама Литвинович считает, что не разглашала данные следствия, а только перечислила следственные действия. "Я не говорила ни об их результатах, ни о том, что там обнаружено, не обнаружено. Я просто говорила о фактах: что назначена экспертиза, проведена очная ставка, был допрос", - сказала правозащитница РБК. Рассмотреть вопрос об исключении Литвинович из ОНК теперь должен совет Общественной палаты.

Зампредседателя ОП Москвы Алексей Венедиктов назвал деятельность Литвинович в ОНК "заслугой перед Отечеством". "Она делала публичным то, что пытаются скрыть. ОНК, как любое порождение вертикали власти, прежде всего ищет контроль над информацией. Марина Литвинович - человек неконтролируемый", - сказал он в эфире радиостанции "Эхо Москвы".

В субботу Литвинович опубликовала в своих соцсетях выводы правового анализа решения ОНК о ее исключении. Анализ проводил один из знакомых юристов правозащитницы. Так, согласно статье 14 76-ФЗ, основанием для исключения члена ОНК может быть ненадлежащее исполнение им своих обязанностей либо грубое нарушение Кодекса этики.

Под ненадлежащим исполнением обязанностей подразумевается непосещение членом ОНК мест принудительного содержания и неоказание помощи находящимся там гражданам. Однако, согласно данным статистики ФСИН, УФСИН, МВД и Минздрава, Литвинович посещает СИЗО, спецприемники, отделы полиции, ИВС, психиатрические больницы и другие места принудительного содержания "больше всех среди членов ОНК Москвы", говорится в правовом заключении.


В нарушении Кодекса этики Литвинович не обвиняют, поэтому оснований для того, чтобы лишить ее полномочий члена ОНК, нет. Что касается разглашения данных следствия, то, согласно статье 20 ФЗ-76, следователь или дознаватель должны "в необходимых случаях" предупредить члена ОНК о недопустимости разглашения данных предварительного расследования и взять с него подписку. Однако факт разглашения Литвинович данных предварительного расследования не доказан и не является основанием для исключения из ОНК, гласят результаты правового анализа.

Заместитель секретаря Общественной палаты России Вячеслав Бочаров сообщил "Подъёму", что ОП рассмотрит вопрос об исключении Марины Литвинович из ОНК Москвы без ее участия. "Вы представляете, 85 субъектов Российской Федерации, в ОНК входят много людей. Если мы каждого будем вызывать к себе, - ну, это просто не формат работы", - сказал он.


* - некоммерческая организация, внесенная Минюстом РФ в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента