Специалисты "Левада-Центра" выяснили, как россияне относятся к фигурантам уголовных дел против оппозиционеров. Как пишут "Ведомости", почти треть россиян (30%) считают, что обыски в Фонде борьбы с коррупцией Алексея Навального и уголовные дела против его сотрудников объясняются реальной необходимостью защитить страну от зарубежного влияния и борьбой с отмыванием денег.
18% респондентов заявили, что таким образом власти хотят подавить независимые антикоррупционные расследования. При этом к деятельности Навального положительно относятся 9% опрошенных, отрицательно - 25%, а 31% ничего о ней не знают или безразличны.
К фигурантам "дела 27 июля" опрошенные относятся с большей симпатией. По данным социологов, 57% считают, что дела возбуждаются, чтобы "устрашить оппозиционно настроенную общественность", а 34% верят в виновность организаторов и тех, кто сопротивлялся правоохранительным органам. Об уголовных делах против участников акций протеста в Москве знают 30% россиян, столько же слышали о летних событиях и их последствиях, но не знают, в чем их суть. При этом лучше других информированы о "московском деле" жители столицы, а доля несогласных с официальными обвинениями в Москве выше, чем по России: 74% связывают его с устрашением оппозиции.
Как пояснила социолог "Левада-Центра" Наталья Зоркая, в целом россияне двойственно относятся к Навальному: часть поддерживает его антикоррупционную деятельность, но другая часть относится к нему с недоверием и страхом. В отношении его сильны конспирологические версии и версия с отмыванием денег. К фигурантам "московского дела" симпатии больше, поскольку люди слышали, каким жестким был разгон протестов и насколько ангажированным оказалось правосудие. При этом треть россиян, в основном старшего поколения и более зависящие от власти, поддерживают приговоры по этому делу. В 2012 году поддержка участников "болотных" протестов была выше, поскольку в целом одобрение протестов было более явным.
Другие эксперты отмечают, что революционный настрой Навального не находит поддержки у россиян, тогда как фигуранты "московского дела" не имеют к нему отношения. Таким образом, люди проводят границу между оппозицией, которая борется за власть, и обществом, которое выражает недовольство и попадает под чрезмерное полицейское насилие. Страх полицейского произвола резко вырос в 2018 году и остается на высоком уровне, симпатия же к Навальному - это привилегия меньшинства, которое крайне недовольно происходящим в стране и выступает за смену власти.
В начале августа Следственный комитет возбудил уголовное дело против ФБК по ч. 4 ст. 174 УК РФ. По версии следствия, с января 2016-го по декабрь 2018 года сотрудники ФБК получили "преступным путем" крупную сумму в рублях и иностранной валюте и для их легализации внесли данные средства через банкоматы на расчетные счета нескольких банков, после чего деньги были зачислены на текущие расчетные счета фонда.
Суды также заблокировали более ста банковских счетов физических и юридических лиц, в том числе счет фонда и штабов Навального, через которые якобы был легализован 1 миллиард рублей, добытый преступным путем. В фонде говорят, что речь идет о пожертвованиях сторонников. Откуда взялась сумма в 1 млрд, неизвестно, в официальных документах она не фигурирует.
Накануне выборов 8 сентября обыски прошли в петербургском штабе Навального. Там с пятой попытки в туалете "нашли" избирательные бюллетени якобы для вбросов. Чуть ранее обыски проходили в Москве в офисе ФБК, студии "Навальный Live" и городском штабе политика. Также обыски прошли в штабах Навального в Самаре, Уфе и Перми, а также у сотрудников и координаторов штабов.
Как отмечают правозащитники, Басманный суд в конце августа - начале сентября выдал не менее 152 ордеров на обыски в домах более чем 150 сотрудников региональных отделений Фонда. Все они были одинаковыми и отличались только именами лиц, чьи жилища должны были быть обысканы. При этом судье оказалось достаточно "основания полагать, что подтверждающие обвинение доказательства могут быть найдены". Обыски сопровождались массовым списанием средств со счетов региональных активистов Навального, причем суммы списания достигают сотен миллиардов рублей.
9 октября Министерство юстиции России внесло ФБК Алексея Навального в список иностранных агентов, усмотрев в его деятельности признаки финансирования из-за рубежа. Навальный назвал действия Минюста "абсолютно незаконными" и предположил, что ведомство действует, "очевидно, по прямому приказу Путина". Он подчеркнул, что ФБК существует на пожертвования граждан РФ и потребовал предоставить доказательства получения иностранных денег.
Директор ФБК Иван Жданов предположил, что внесение в список иноагентов является еще одним способом давления, направленным на прекращение расследований в отношении высокопоставленных российских чиновников. По его словам, поводом для внесения в список иноагентов стали два транша, поступившие из США и Испании на заблокированный счет, причем в случае с Испанией речь шла об иностранной организации с рублевым счетом, что само по себе весьма необычно. Жданов предположил, что фонд столкнулся с провокацией со стороны российских правоохранительных органов. Позднее стало известно, что перевод из Испании пришел от боксера, который не говорит по-русски и не имеет друзей в России.
Ранее также сообщалось, что во взломанной переписке консультанта Администрации президента Константина Костина был обнаружен "план борьбы с Навальным", подготовленный прокремлевскими аналитиками еще несколько лет назад. В нем, в частности, шла речь об организации провокаций с переводом пожертвований.