В учреждения здравоохранения Удмуртской республики обратилось более ста человек, пострадавших в ЧП на военном арсенале в поселке Пугачево, сообщили ИТАР-ТАСС в республиканском министерстве здравоохранения.
48 из них были госпитализированы, шесть выписаны, сообщили в воскресенье агентству "Интерфакс" в МВД республики.
МВД приводит данные Минздрава республики, согласно которым 15 человек были госпитализированы с травмами различной степени тяжести, 33- в стрессовом состоянии. Всего за оказанием психологической помощи обратилось свыше 2 тыс. человек.
Пожар в 102-м арсенале Минобороны России в Удмуртии в селеПугачево, из-за которого детонировали сотни боеприпасов, начался в ночь с 2 на 3 июня. Потушенные территории арсенала МЧС уже передало под контроль Минобороны. При обследовании территории было обнаружено 740 взрывоопасных предметов.
Из близлежащих населенных пунктов, в том числе изтатарстанского города Агрыз эвакуировали 28 тысяч человек, первые эвакуированные начали возвращаться в свои дома 3 июня.На следующий оперативый штаб разрешил вернуться остальным, за исключением детей.
В населенных пунктах, пострадавших в результате ЧП,начались восстановительные работы. По данным республиканских властей, все расходы будут покрыты за счет бюджета Удмуртии.
По факту возгорания и взрывов боеприпасов на территориивойсковой части военный следственный отдел СК по Ижевскому гарнизону возбудил уголовное дело по ч.1 ст. 349 УК РФ - по признакам нарушения правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих.
В Управлении ФСБ по Удмуртии отметили, что "теракт не могбыть причиной пожара и взрывов на 102-м арсенале артиллерийских боеприпасов".
Причина ЧП официально еще не установлена. В Минобороны "Коммерсанту" неофициально сообщили, что пожар мог возникнуть из-за короткого замыкания в электропроводке. В свою очередь, военный следственный отдел следственного комитета России (СКР) по Ижевскому гарнизону усмотрел в происшедшем человеческий фактор, возбудив уголовное дело по ч. 1 ст. 349 УК РФ ("Нарушение правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих"). Об этом же рассказали люди, знакомые с положением дел в теперь уже бывшем арсенале.
"То, что происходило в 102-м арсенале (в/ч 86 696),— это полный беспредел и беспорядок,— сообщил один из источников "Коммерсанта".— Нарушение техники безопасности было налицо, а солдаты фактически эксплуатировались: снаряды, порох в цинковых ящиках переносились без какого-либо спецоборудования. Условий для работы не было, инструктаж также практически отсутствовал, а сами солдаты занимались транспортировкой снарядов даже ночью".
По планам Минобороны, этот арсенал должен был быть перенесен в другое место, поскольку располагался слишком близко к населенным пунктам. Точное место новой дислокации содержится в секрете. Однако вся работа войсковой части была направлена именно на то, чтобы подготовить к транспортировке артиллерийские и реактивные снаряды.
Собеседник издания рассказал также, что в этот арсенал были направлены солдаты, которым оставалось служить не более месяца, для выполнения "служебных задач": "Около 300 солдат-срочников были прикомандированы к этой части. То, что вчера никто из них не пострадал,— случайность". Как утверждает собеседник "Ъ", являвшийся очевидцем происшедшего, "первоначально прозвучало несколько взрывов, и только после этого уже начался пожар". Он также уточнил, что после случившегося все солдаты-срочники в полном составе были эвакуированы в Ижевск. В Минобороны информацию об эвакуации солдат подтвердили, добавив, что на месте из военных остались только контрактники и офицеры.
Слова собеседника "Ъ" подтверждают и родственники пострадавших. "1 июня я написал жалобу на сайт Главной военной прокуратуры о нарушениях в этой войсковой части, в частности о распорядке дня и правилах безопасности,— сказал отец одного из военнослужащих этой части Андрей Чукалин.— Я звонил в военную прокуратуру Ижевского гарнизона по этим вопросам. Однако ответа я не получил ни на один из них".
Бывший начальник главного ракетно-артиллерийского управления (ГРАУ) Минобороны генерал-полковник Николай Свертилов также считает, что пожар начался по вине людей. В интервью "Интерфаксу" он отметил, что "происшедшее может свидетельствовать только об одном: грубейшем нарушении правил безопасности при работе с боеприпасами, а также острой нехватке специалистов по утилизации боеприпасов".
"В бытность мою начальником ГРАУ к работам в арсеналах допускались только специалисты, которые три года проработали на складах вооружений в воинских частях, которые как "Отче наш" знали меры безопасности и строго соблюдали их. А сейчас к работам с боеприпасами в арсеналах допущены даже солдаты-срочники",— подчеркнул Николай Свертилов.