В среду министр обороны Сергей Иванов выступит с финальным отчетом о мерах против "неуставных отношений в армии", которые будут предприняты Минобороны после громкого скандала с избиением рядового Андрея Сычева. Свои меры он должен огласить на втором Всеармейском совещании офицеров войскового звена.
Среди делегатов будет присутствовать и верховный главнокомандующий Владимир Путин. Именно для него и предназначена речь Иванова, и то, как министр сможет выйти из скандала с дедовщиной, обусловит его будущее в качестве преемника на выборах-2008, считает "Коммерсант".
Что придумал Иванов
После скандала с Сычевым, которому после издевательств "дедов" пришлось ампутировать ноги, Иванову не раз приходилось докладывать о срочных мерах по борьбе с дедовщиной как в личных беседах с президентом Владимиром Путиным, так и перед депутатами Госдумы. Итоговый отчет, подготовленный для всеармейского совещания с участием президента, во многом повторяет уже звучавшие предложения Минобороны.
"Коммерсант" располагает следующими предложениями по "улучшению воспитательной работы в ВС РФ". Так, Минобороны решило повысить статус командиров рот и офицеров-воспитателей, присваивая им более высокие звания, - соответственно майоров (вместо капитанов) и капитанов (вместо старших лейтенантов).
Среди мер, изложенных в документе, и перевод сержантов на службу по контракту. По замыслу руководства Минобороны, сержанты-контрактники смогут стать "настоящими дядьками для солдат, ночующими в казармах".
Иванов полон решимости реформировать систему армейских наказаний. С одной стороны, в воинских частях планируется создать дисциплинарные суды для оперативного рассмотрения "проступков солдат, сержантов, прапорщиков и младших офицеров" и вернуть гауптвахты (Минобороны уже подготовило соответствующий законопроект "О порядке применения к военнослужащим дисциплинарного ареста", возвращающего "губе" ее прежние полномочия).
С другой стороны, предлагается упразднить дисбаты (дисциплинарные воинские части, куда военнослужащих помещали по обвинению в уголовных преступлениях). Минобороны настаивает на исключении положения о дисбатах из УК, требуя приравнять преступления, совершенные военнослужащими, к общегражданским. Минобороны, очевидно, решило полностью оградить армию от связей с преступным миром: в предложениях подчеркивается, что в армии не должны служить граждане, имеющие судимость (сегодня таких, по данным ведомства, не меньше 1,5%), и призывники, находящиеся под следствием.
А вот от самой громкой новации из изначального списка мер по борьбе с дедовщиной – создания военной полиции – Минобороны пришлось отказаться. На контроль над военной полицией претендовала и прокуратура (в функции полиции предполагалось включить и проведение оперативно-следственных мероприятий). Иными словами, наряду с Главной военной прокуратурой Минобороны рисковало получить еще один надзирающий за проступками военных орган. После публичного конфликта с ГВП Минобороны передумало. Взамен предлагается укрепить военные комендатуры, пригласив добровольцев из других силовых ведомств.
В финальном перечне мер по улучшению воспитательной работы в войсках есть и свежие предложения. К примеру, Минобороны предлагает увеличить предельный возраст пребывания на офицерской службе на пять лет. Сегодня офицер в звании ниже полковника обязан покинуть армию (при отсутствии специальных рапортов руководству) не позднее 45-летнего возраста. Полковник может служить до 50 лет. Продление предпенсионного возраста для разных категорий офицеров – до 50 и 55 лет соответственно – призвано, по словам чиновников Минобороны, "вернуть армии былой профессионализм". Сроки ожидания очередного воинского звания, "чтобы пенсионеры не скучали", вырастут в той же пропорции, что и возраст увольнения в запас.
Сычев стал поводом просить дополнительного финансирования
"Воспитательные" предложения Минобороны демонстрируют, что Сергей Иванов, который в последние месяцы только и отбивался от обвинений в профнепригодности, вызванных делом Сычева, попытался извлечь из скандала максимальные выгоды для собственного ведомства, подчеркивает "Коммерсант". Для начала в письме президенту он предложил активизировать работу по внесению законодательных поправок, расширяющих призывную базу. Поправки об уничтожении большинства призывных льгот, напомним, уже одобрены правительством. Так что Минобороны фактически просит у президента обеспечить их беспрепятственное одобрение Госдумой.
Более того, Минобороны не только не оправдывается перед президентом за "преступную халатность", но и предлагает власти увеличить бюджет Минобороны, который пойдет уже не только на борьбу с дедовщиной, но и на повышение состоятельности вооруженных сил вообще. К примеру, Минобороны считает, что до 2008 года необходимо выделить военному ведомству более 10 млрд рублей на укрепление Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО). Военное руководство предлагает предусмотреть дополнительные бюджетные деньги на надбавки за звания ротным и офицерам-воспитателям (52 млн рублей), на денежное довольствие сержантов-контрактников (около 7 млрд рублей), траты на моральное стимулирование военнослужащих нагрудным знаком "Отличник российской армии" (4 млн рублей для награждения 10 тыс. человек) и на "полноценное снабжение войск форменным обмундированием" (2,5 млрд рублей).
Отдельной строкой в предложениях Минобороны стоит и придание дециметровому телеканалу "Звезда" общероссийского статуса. (В начале этого года телеканал проиграл конкурс на федеральную частоту телеканалу "Петербург".) К тому же Минобороны предлагает учредить госзаказ на создание художественных и литературных произведений, "пропагандирующих военную службу". По подсчетам военного ведомства, все изложенные в письме предложения обойдутся госбюджету в дополнительные 9,5 млрд рублей уже в 2006 году.