Первый канал

Начальник Тыла Вооруженных сил РФ, замминистра обороны Владимир Исаков освобожден от занимаемой должности, сообщили в среду в российском военном ведомстве. На его место назначен генерал-полковник Дмитрий Булгаков, передает "Интерфакс". Ранее пресса утверждала, что Исаков намерен уйти с должности из-за несогласия с проводимой министром Сердюковым армейской реформой.

Владимир Исаков возглавлял Тыл Вооруженных сил РФ более десяти лет - он был назначен на свой пост 30 июня 1997 года. Ранее источник в Минобороны сообщил информагентству, что генерал Исаков может занять другой пост вне структур военного ведомства.

- Среди офицеров зреет недовольство реформой

Управленческие структуры Тыла Вооруженных сил России будут в ближайшее время сокращены на 70%. С 2009 по 2012 годы Тыл будет переведен с экстерриториального на территориальный принцип обеспечения войск. В течение трех лет планируется расформировать 277 действующих баз и складов, а на их основе создать 34 комплексные базы материально-технического обеспечения.

Напомним, что еще в ноябре в СМИ появилась информация о том, что группа высших военачальников - в том числе Владимир Исаков - подала рапорты об увольнении. Журналисты утверждали, что генералы желают уволиться, поскольку не согласны с проводимой в стране армейской реформой. В оборонном ведомстве тогда эти сообщения назвали "гнусной ложью".

Помимо Исакова в списке претендентов на увольнение фигурировали начальник Главного разведывательного управления Генштаба генерал армии Валентин Корабельников, начальник центрального командного пункта ВС РФ генерал-лейтенант Владимир Гошкодер, а также шесть начальников управлений Главного оперативного управления Генштаба.

Офицеры недовольны реформой - ее суть никто не разъяснил

О начале армейской реформы министр обороны Анатолий Сердюков объявил 14 октября, напоминает газета "Коммерсант". Основное в ней — переход от дивизионно-полковой структуры войск и штабов к бригадной. В результате офицерский корпус сократится с 315 тыс. до 150 тыс. человек, уволят около 200 генералов. Аппарат Минобороны урежут в два с половиной раза, ликвидируют институт прапорщиков и мичманов. Общая численность Вооруженных сил сократится с 1,13 млн до 1 млн человек.

Однако по мере того как реформа набирает обороты, информация о ее проведении становится все более скудной, а сведения о самих методах реформирования становятся все более "закрытой темой". "Коммерсант" сообщал даже, что 11 ноября начальник Генерального штаба Николай Макаров подписал директиву "О недопущении разглашения сведений о реформировании Вооруженных сил РФ". В Минобороны отметили, что министерство наоборот требует от военачальников выступать, в том числе в СМИ, с разъяснениями "по принятию Вооруженными силами России нового облика".

Тем не менее, проведение реформы вызывает серьезное недовольство в армейских структурах всех уровней — и в штабах, и в войсках. Уже были случаи открытого выступления против перехода Вооруженных сил к "новому облику", и ситуация лишь ухудшается, писало издание.

Пока предложенная Сердюковым реформа не встретила открытого сопротивления. Только КПРФ распространила 1 ноября открытое обращение "к главе государства и гражданам России", в котором потребовала отставки министра и назвала его инициативу "дорогостоящей" и "непродуманной". Критики отмечают, что "кроме сплошных секвестров до сих пор не представлены экономические расчеты реформы, нет анализа опыта реформирования армий зарубежных стран, а главное, нет серьезной аргументации проводимых преобразований".

Главная проблема российской армии в том, что она остается советской и по организации, и по обеспечению, а это способствует расцвету коррупции в условиях рыночной экономики, писала ранее "Независимая газета". Анатолий Сердюков уже серьезно взялся за наведение порядка в финансовых потоках, и оказались задеты интересы многих групп в военной среде, имеющих отношение к обширным ресурсам.

Офицеры признают, что перемены армии нужны, однако не понимают концепции реформирования Вооруженных сил в целом. Командиров только ставят в известность, например, по срокам сокращений, при этом не объясняя смысла преобразований и дальнейших планов командования. По всей видимости, в детали бизнес-плана реформы посвящены немногочисленные приближенные Сердюкова, но не офицерская масса, отсюда и недовольство проводимой политикой.

Некоторые зарубежные наблюдатели еще летом указывали, что в России идет борьба за контроль над армией, и пока в противостоянии побеждают гражданские во главе с министром Сердюковым. По мнению авторитетного журнала The Economist, российское руководство стало тяготиться нерациональным использованием средств и коррупцией в рядах военных, а потому намерено коренным образом реформировать армию.