Вести

В попытке сохранить или видоизменить испытывающую проблемы демократию в своей стране, президент Владимир Путин обратился к 42 знаменитым россиянам, от фигуристов до ученых-ядерщиков, которые стоят в стороне от политических интриг. Путин создал Общественную палату, которую некоторые называют "параллельным парламентом", после прошлогодней трагедии в Беслане. Возникает впечатление, что эта Общественная палата, члены которой назначаются, подменяет собой всенародно избранную, но непопулярную Государственную думу, пишет в среду The Christian Science Monitor.

Задача Общественной палаты – представлять интересы общества в осуществлении контроля над исполнительной властью, Госдумой, средствами массовой информации и правоохранительными органами. Она может проводить общественные слушания, призывать чиновников к ответу и внимательно изучать проекты законов. Общественная палата даже может предлагать собственные законопроекты.

Сторонники новой структуры утверждают, что слабое влияние общественного мнения в России, равно как коррупция в государственных институтах, вызвали необходимость создания Общественной палаты.

Но критики спорят, утверждая, что Путин, который накинул намордник на средства массовой информации, подчинил себе парламент и внушил страх независимым общественным организациям, стремится подменить реальное общественное мнение мнением группы знаменитостей, чьи рекомендации он может игнорировать без какого-либо риска для себя.

"В то время как Кремль занимается ликвидацией демократических свобод, он также занят созданием институтов, имитирующих демократию, – говорит Владимир Рыжков, независимый депутат Государственной думы. – Это напоминает мне советские времена, когда у нас были огромные профсоюзные организации, которые ничего не делали для защиты интересов работников, движение за мир во всем мире, которое не критиковало наращивание вооружений в СССР, и так далее. Я не вижу, каким образом из этого может получиться что-то хорошее".

В прошлом месяце Путин выбрал в Общественную палату известных в той или иной сфере людей: ученых, спортсменов и деятелей культуры, которые, в свою очередь, подберут еще 84 человек для работы в этом органе. В палате состоит чемпионка по фигурному катанию Ирина Роднина, ученый-ядерщик Евгений Велихов, президент Национальной ассоциации телерадиовещателей Эдуард Сагалаев, известный детский врач Леонид Рошаль и главный раввин России Берл Лазар.

"Если общество не способно само выступить с инициативами, мы должны это стимулировать, – сказал Владислав Сурков, заместитель главы администрации президента, во время открытия Общественной палаты, которое прошло в прошлом месяце. – В этой организации не будет места лоббированию, так как там будут очень уважаемые люди".

Александр Шохин, президент Российского союза промышленников и предпринимателей и один из 42 людей, отобранных на первом этапе, говорит, что эта организация будет не просто декоративным институтом.

"Есть настрой превратить Общественную палату в такую силу, которая будет иметь реальное влияние в стране", – говорит Александр Шохин.

"Идеей, которая стояла за образованием этой организации, было создать ядро из знаменитых людей, которых нельзя купить, людей, которые сделали себя сами и которые создадут по-настоящему независимую организацию, – говорит Павел Гусев, редактор смелой ежедневной газеты "Московский комсомолец", который также был назначен в Общественную палату. – Вы можете сказать, что люди из созданной Кремлем организации не могут не стать "солдатами президента". Но я отвечу вам: я не такой человек".

Общественная палата может расколоть российское хрупкое и раздробленное гражданское общество на две половины.

"Власти делят публику на две части: лояльную и нелояльную, – говорит Татьяна Становая, эксперт независимого Центра политических технологий. – Нелояльная часть вычеркивается из политического процесса, в то время как лояльных людей приглашают работать в Общественной палате".

В то время как некоторые высокоуважаемые общественные деятели приняли приглашение Путина участвовать в работе палаты, другие направили президенту категоричный отказ.

"Я называю ее (Общественную палату) Министерством гражданского общества, – говорит Светлана Ганнушкина, председатель комитета "Гражданское содействие" региональных некоммерческих организаций. – Если бы это была по-настоящему общественная организация, то она бы создавалась не властями, и ей не обеспечивали бы особые условия для работы. Никто из моих коллег не согласился войти в нее, хотя многих приглашали".

Тот факт, что Кремль нуждается в большем доверии со стороны общества, был еще раз выявлен на прошлой неделе, когда в ходе опроса общественного мнения более половины россиян назвали государственные институты "нечестными".

Этот опрос, который был проведен независимым аналитическим центром РОМИР, показал, что лишь 3% россиян доверяют Государственной думе. Результаты этого опроса расходятся с результатами опросов других организаций. Данный опрос показал, что уровень доверия россиян к Путину составляет 30%, в то время как ранее опросы оценивали рейтинг популярности Путина в 70%.

Отвечая недавно на вопросы россиян в прямом эфире, Путин выразил недовольство по поводу неэффективности работы правительства. Путин выразил сомнение, что вся работа ведется так, как следует, а также упомянул "довольно низкий уровень правовой культуры у тех, кто обязан исполнять государственные функции".

Даже некоторые люди, вошедшие в новую палату, не чувствуют уверенности по поводу ее перспектив. "Демократические институты не появляются в совершенной форме в странах, в которых отсутствуют демократические традиции, – говорит Вячеслав Никонов, президент независимого фонда "Политика", который говорит, что он хочет воспользоваться своим присутствием в Общественной палате для того, чтобы давать оценку стратегии президента. – Нуждается ли Россия в этой организации? Мы увидим".

Павел Гусев говорит, что он будет ратовать за проведение в палате слушаний на тему уменьшения свободы прессы в России, но он не видит смысла в том, чтобы идти на конфронтацию с Кремлем.

"Не думаю, что Путин хочет, чтобы мы вели там какую-либо борьбу, рассчитывать на это было бы утопией, – говорит Гусев. – Но мы рассчитываем, что Путин будет прислушиваться к нам. Ведь именно Путин создал Общественную палату, поэтому ему придется следовать по крайней мере некоторым из наших рекомендаций".