Россия в понедельник отметила день рождения водки - символа народа, склонного к бесшабашности. Историки называют 31 января 1865 года днем рождения самого известного в мире российского продукта, за исключением страха, пишет итальянская газета La Repubblica, перевод статьи которой публикует Inopressa.
140 лет назад химик Дмитрий Менделеев, создатель периодической таблицы элементов, которую изучают в школе, разработал формулу, способную превращать "хлебное вино" в "изморозь", или алкоголь крепостью 40 градусов, с которого "начинается, которым сопровождается и заканчивается любой прием пищи, даст Бог, не последний". До этого, начиная с 1200 года, дистиллят, который получали православные монахи для использования в качестве лекарства или дезинфицирующего средства, продавался на рынках и 36-, и 56-градусным.
С изобретением Менделеева, которому было поручено вести борьбу с уже широко распространившимся отравлением масс, из "огненной воды", которая воняла сивухой и углем, водка превратилась в "промышленный продукт" без запаха, чем и воспользовалось государство. И сегодня миллиардный бизнес с доходами, сравнимыми с нефтяными, и социальной драмой с числом заболевших, как при эпидемии, самый громкий успех и укор российской истории, стал предлогом для восстановления национальной традиции, отмененной в эпоху СССР, пишет La Repubblica.
Водке был посвящен большой съезд с участием историков, производителей, артистов и врачей и специальная выставка на Красной площади, где были представлены тысячи произведений искусства, в том числе этикетки, картины, бутылки, стаканы, подносы, невероятные приборы и графины. Грандиозный проект, курируемый московским мэром, - первый национальный музей водки.
На самом деле нет ни одной русской деревни, которая бы не могла предложить свою собственную редкую коллекцию самогонных аппаратов. На вопрос о том, "почему русские доводят себя до крайности алкоголем", писатель Николай Гоголь с улыбкой говорил: "Чтобы превратить в музыку мечты царя". Диссидент Андрей Сахаров, прошедший через жернова советского коммунизма, спустя столетие отвечал: "От отчаяния".
Но теперь, в поисках связывающего вещества для сплочения общества, будь то православная вера или любовь к водке, сам Кремль решил действовать всерьез. Дом Смирнова после возвращения на родину эксклюзивного права на производство водки превратится в исторический храм российской жажды, отличительной черты нации с синдромом территориальной разобщенности. Спирт из пшеницы, кукурузы, картофеля, овса, от истоков до наших дней, станет музейной ценностью и дореволюционной гордостью, объединяющим цементом и приманкой для туристов, субъектом рыночной политики, направленной на "высмеивание политики Coca-Cola", пишет итальянская газета.
За бутылкой водки, между тем, стоят 2400 официальных производителей спирта, колоссальный оборот средств и рана, на которую никто не обращает внимания. После крушения СССР и провала горбачевской антиалкогольной кампании потребление водки в России увеличилось на 30%. На душу населения приходится 20 литров этого напитка в год, и к этому следует приплюсовать 22 тысячи умерших в 2004 году и почти 3 млн алкоголиков, находящихся на лечении.
"Эйфория и убийства, - говорили на праздновании, - как настроение и история ледяной империи". Кстати, миф о холодной водке развенчан: водка должна быть комнатной температуры. Это Сталин настаивал на том, чтобы она была ледяной: чтобы отбить отвращение народа к алкоголю, заключает La Repubblica.