Первые книги из коллекции Шнеерсона поступят в Еврейский музей и центр толерантности Москвы в июне.
"Около 500 книг переедет в Еврейский музей в июне. Думаю, что до конца года передадут все 4,5 тысячи книг", - сообщил в среду порталу "Интерфакс-Религия" глава Департамента общественных связей Федерации еврейских общин России (ФЕОР) Борух Горин.
В настоящее время идет опись и сканирование книг из коллекции Шнеерсона, которые находятся в Российской государственной библиотеке (РГБ). Таким образом готовится их передача в Еврейский музей. По словам Горина, планируется, что в месяц будет сканироваться по 500-700 книг.
23 мая руководство Российской государственной библиотеки, научные сотрудники Центра восточной литературы библиотеки во главе с директором РГБ Александром Вислым побывали в Еврейском музее. Они ознакомились с помещениями хранилища и читального зала библиотеки, которая скоро откроется при музее. В новое книгохранилище переедет библиотека Шнеерсона.
Как отметил Борух Горин, Еврейский музей полностью подготовился к принятию книг: все помещения для хранения коллекции выполнены по стандартам РГБ. В частности, соблюдены условия, связанные с температурным режимом, для этого закуплено специальное оборудование.
Силами РГБ и музея будет сформирован специальный штат специалистов, который будет отвечать за функционирование этого проекта. "В РГБ выразили удивление тем, как все это выполнено, насколько быстро и точно", - заявил собеседник агентства.
После того как 4,5 тысячи книг из библиотеки Шнеерсона поступят в музей, предстоит распознать рукописи, которые еще не идентифицированы как книги из этой коллекции. Для этого будет производиться экспертиза.
Вероятно, этот этап проекта начнут реализовывать в следующем году, отметил представитель ФЕОР, добавив, что не идентифицированных книг, но имеющих ряд признаков принадлежности к коллекции, может насчитываться столько же, сколько уже распознано, то есть несколько тысяч.
Недавно вопрос о судьбе библиотеки Шнеерсона был поднят в ходе заседания президентского Совета по межнациональным отношениям. Тогда президент Владимир Путин заявил о невозможности передачи библиотеки в США и предложил разместить ее в Еврейском музее и Центре толерантности в Москве, где заседал совет.
Вскоре после этого представитель президента по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой сообщил, что библиотека будет храниться в филиале РГБ, который учредят в Еврейском музее. По его словам, книги будут доступны для посетителей музея, а также будут использоваться в служебных целях иудеями. В свою очередь министр культуры Владимир Мединский заявил, что библиотека Шнеерсона может быть передана музею до конца 2013 года.
Библиотека Шнеерсона представляет собой коллекцию древнееврейских книг и рукописей, собранных любавическим раввином Йозефом Ицхаком Шнеерсоном. Часть коллекции была национализирована большевиками в 1918 году и в итоге оказалась в фондах Ленинской (ныне Российской государственной) библиотеки. Другую часть Шнеерсон вывез из Советского Союза, эмигрировав в 30-е годы. Около 25 тысяч страниц рукописей попали в руки нацистов, а затем оказались в распоряжении Красной армии и были переданы в Российский государственный военный архив.
Любавические хасиды добиваются возвращения коллекции Шнеерсона с конца 80-х годов. По некоторым данным, первый президент России Борис Ельцин в свое время обещал Джеймсу Бейкеру, госсекретарю в администрации Джорджа Буша-старшего, вернуть хасидам священные для них документы.
В августе 2010 года федеральный судья в Вашингтоне Ройс Ламберт постановил, что хасиды доказали правомерность претензий на древнееврейские рукописи, которые, по его определению, хранятся в России незаконно. В ответ МИД РФ заявил о незаконности такого решения.
17 января 2013 года стало известно, что федеральный суд в Вашингтоне принял решение о наложении на Россию ежедневного штрафа в 50 тысяч долларов за неисполнение вынесенного в 2010 году вердикта о передаче библиотеки Шнеерсона религиозной общине "Хабад-Любавич".
Судья вынес такое решение несмотря на то, что ранее Минюст США выступил против вменения штрафа России, объясняя свою позицию тем, что такие меры не помогут разрешить спор вокруг коллекции Шнеерсона, являются контрпродуктивными и идут вразрез с внешнеполитическими интересами США.