ridus.ru

Представители так называемых традиционных конфессий России - православия, ислама, иудаизма и буддизма, - дружно молчали и в полном замешательстве взирали на акции гражданского протеста в стране. Паства же молчать не желала, отмечает в понедельник в публикации на сайте "Газета.ru" Борис Фаликов.

Особенно это было заметно в православной блогосфере. Возмущение фальсификацией выборов проявилось здесь достаточно быстро. Особенно среди молодой образованной публики, а такой в блогосфере большинство. Молодежь поддержали и некоторые клирики, пишет эксперт, добавляя, что не заметить лжи и лицемерия в действиях властей было сложно.

Затянувшееся молчание прервал Патриарх Кирилл. Правда, в его словах, замечает автор публикации, трудно было найти что-то новое. РПЦ всегда утверждала, что ей надлежит оставаться над партийными распрями, поскольку те разделяют, а Церковь, напротив, должна объединять.

Патриарх противопоставил опасные человеческие правды правде Божьей, указав, что первые распространяются посредством интернета. Народ он призвал вредному изобретению не доверять, припугнув для острастки призраком революции, а власти - к сдержанности.

Проблема, однако, в том, что красноречие Патриарха на этот раз бьет мимо цели. Революционные страсти страну покуда не разрывают - в ней происходят совсем другие процессы: после долгих лет пассивности и безразличия в России началось формирование гражданского общества. И начался этот процесс не сегодня, а происходил исподволь, пишет эксперт.

Это давало себя знать и в том, что люди стали менее безразлично относиться друг к другу, проявлять взаимовыручку, сообща добиваться от властей внимания к своим проблемам и бедам. Нечестные выборы сыграли роль катализатора и всколыхнули городскую публику. Она перестала относиться к себе как к безликой массе, которой можно легко манипулировать. Возмущение и негодование выплеснулись наружу. Власть подспудный рост этих настроений благополучно проспала, озабоченная, прежде всего, стремлением сохранить себя любой ценой, даже ценой откровенного вранья.

Однако почему этот процесс проспали российские религии, прежде всего РПЦ? - задается вопросом автор.

Казалось бы, человеческая солидарность и сплоченность - это как раз по части религий. Благотворительность, защита справедливости, помощь в разрешении социальных споров - все это имеет прямое отношение к любой религии, пусть в центре ее и стоит учение о духовном спасении. Нельзя сказать, что российские религии вовсе не обращали на это внимания. Однако беда в том, что гораздо больше внимания они уделяли своим внутренним заботам - решению материальных проблем, выстраиванию управленческой структуры, а главное - налаживанию добрых отношений с властью, говорится в публикации.

Пример РПЦ особенно впечатляет. Энергичный Патриарх бросил все свои силы на укрепление Церкви. Для этого требовались немалые материальные ресурсы, а проще всего их было найти в госказне. Понятно, что такая помощь никогда не бывает безвозмездной. В обмен властям нужна была не только лояльность, но и активная политическая поддержка. Все это с удовольствием и предоставила РПЦ, уверяя при этом, что никак политически не ангажирована. Просто в российской истории всегда царила гармония Церкви и власти, и нарушать ее Церковь не собиралась. Закон о реституции церковной собственности не заставил себя долго ждать. И РПЦ окончательно оказалась заложницей своего благодетеля. Сохранить в такой ситуации чуткость к народным настроениям было крайне затруднительно, подчеркивает эксперт.

Но дело не только в этом. Укрепление Церкви началось с административной реформы. Патриарх захотел выстроить такую управленческую вертикаль, которая, как отлаженный механизм, отзывалась бы на все телодвижения начальства. Вертикаль выстраивалась споро, и Церковь все больше напоминала армию, в которой не выполнить приказ значит совершить должностное преступление. При этом разговоры о внутрицерковной демократии и развитии приходской жизни носили все более схоластический характер. Никто не отрицал, что это хорошо, но главное - повысить церковную дисциплину, а остальное приложится.

Результат не заставил себя долго ждать. Вертикаль гордо уперлась в облака, у ее подножия копошится приходская жизнь. Но церковное начальство обращает внимание не столько на нее, сколько на другую вертикаль - российской власти. Всегда легче найти общий язык с соседом по этажу, чем с обитателем подвала. И чем живут эти подвальные жители, не очень понятно. Пренебрегая собственными демократическими процессами, религиозные лидеры не заметили, как они нарастают вовне, пишет Борис Фаликов.

Проморгав рождение гражданского общества, руководство российских религий оказалось в незавидном положении: продолжать поддерживать теряющую доверие власть значит и дальше терять доверие паствы.

Но это не все. Любая религия претендует на то, чтобы быть моральным авторитетом не только для собственных верующих, но и для общества в целом. Однако если это общество находит для себя моральные образцы вне религии и обнаруживает, что ему удобнее крепить солидарность, не прибегая к услугам религиозных институтов, те рано или поздно оказываются на его обочине.