islamnews.ru

Муфтий Тюменской области Фатых Гарифуллин предложил в дни мусульманского праздника жертвоприношения (Курбан-байрам) открыть некоторые православные храмы для мусульман. Чтобы они могли совершить там праздничный намаз.

"15, 16 и 17 ноября у нас намечается праздник Курбан-байрам. В эти дни народу будет очень много. Поэтому я хотел, если позволят, допустить мусульман в церковь и намаз прочитать", - сказал муфтий в беседе с порталом "Интерфакс-Религия".

По словам Гарифуллина, он часто бывает в Москве, "и на пятничных и праздничных намазах люди всегда стоят на улице". "Это хорошо, когда тепло, а когда бывает дождь?" - задается вопросом муфтий.

"В Москве около 800 церквей, я иногда бывал и заходил в них - что я вижу на практике? Там обычно стоят бабушки: две-три бабушки со свечками. Кроме праздничных дней, храмы пустуют", - говорит он.

Свою просьбу предоставить храмы для намаза тюменский муфтий изложил еще два года назад в письме Патриарху Алексию II. Он заявил тогда в интервью: "Этот шаг стал бы не только проявлением христовой любви к ближнему и страждущему, но и прекрасным жестом на пути установления взаимопонимания между исламом и православием в России". При этом имам сослался на то, что "подобная практика уже давно существует в европейских странах, где мусульмане выкупают пустующие христианские храмы или арендуют их для проведения пятничных богослужений".

Как отмечал Гарифуллин, мусульманам позволительно совершать намаз везде, за исключением кладбища, бани и туалета.

Муфтий ожидал, что "не будет теплого ответа", но обратился именно потому, что очень много церковных помещений, по его мнению, "действительно пустуют".

При этом муфтий указал, что "у мусульман запрещено идолопоклонство, нельзя обращаться к изображениям, к крестам", поэтому иконы в храмах, если эти храмы предоставят под намаз, придется "завесить".

"Если бы разрешили использовать вот эти площади в православных храмах, то вопрос завесить иконы - это легкий вопрос. Было бы помещение, а вопрос с иконами можно было бы урегулировать, завесить, закрыть", - сказал он.

Муфтий также высказал мнение, что в ритуальном забое баранов, которым сопровождается празднование Курбан-байрама, нет никакой жестокости, поскольку все люди едят мясо, а забой скота каждый день происходит на скотобойне.

Напомним, что это не первое предложение пустить мусульман в храмы. Не так давно об этом заявил главный имам-хатыб московской Соборной мечети Ильдар Аляутдинов. По его словам, нехватка мечетей в Москве может подтолкнуть мусульман к посещению православных храмов.

"Москва - единственное место в мире, где на миллион с лишним мусульман приходится всего четыре мечети. Нам не хватает молельных помещений. Мусульманам разрешено отправлять религиозные потребности в православных храмах, но не хотелось, чтобы люди прибегли к этой крайней мере", - сказал он.

Руководитель управления Московской патриархии по зарубежным учреждениям архиепископ Егорьевский Марк заявление Ильдара Аляутдинова счел шуткой.

"Для начала - мусульмане молятся в головных уборах... А по православным традициям при входе в храм мужчина должен головной убор снимать... Нет, я думаю, что это все-таки была шутка".

А вот глава синодального Отдела Московского патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий Смирнов не видит угрозы в том, что мусульмане из-за нехватки мечетей могут начать приходить в православные храмы, и даже приветствует эту идею.

"Это не угрозы, мы очень рады, пожалуйста. Двери храмов открыты - приди да помолись потихонечку. Может быть, кто-то из них и заинтересуется христианством. Мы готовы и на тюркских языках давать Евангелие почитать, чтобы лучше представляли веру той страны, в которой они оказались", - считает он.

По мнению же исполнительного директора правозащитного центра Всемирного русского народного собора, специалиста по исламу Романа Силантьева, жалобы мусульманских деятелей на нехватку мечетей в Москве безосновательны.

"Мне кажется, давно пора жестко пресечь все спекуляции на тему дискриминации мусульман в столице", - заявил он.

Силантьев подчеркнул, что в Москве мусульман проживает не два миллиона, а около четырехсот тысяч и что, помимо шести (а не четырех) специально построенных крупных мечетей, "действуют также десятки малых мечетей и молельных залов, в которых и собирается на молитву большая часть мусульман".

Именно так мусульманская жизнь организована в большинстве стран мира, где на одну большую, пятничную, мечеть могут приходиться десятки малых, квартальных, отмечает исламовед. По его информации, все 30 зарегистрированных в Москве мусульманских организаций и большая часть незарегистрированных имеют в собственности или арендуют подходящие помещения для молитвы, "поэтому реально в столице действует минимум сотня мечетей, что вполне нормально по любым меркам".