Совет улемов Таджикистана, в котором состоят видные исламские священнослужители, решил установить в республике нормы внешнего вида мусульман. Так, в частности, женщинам-мусульманкам рекомендовано носить хиджаб, а мужчинам - бороду, причем ее размер строго определен: величиной она не должна превышать кулак, сообщается в информации радиостанции "Голос России".
Улемы сослались на заветы ханафитского мазхаба - одной из четырех богословско-правовых школ суннитского ислама, к которой принадлежит большинство мусульман Центральной Азии. При этом они подчеркнули, что решение принято по предложению Комитета по делам религии при правительстве Таджикистана, где прокомментировать нововведение не захотели, сославшись на чрезвычайную занятость. Однако общественность республики правила внешнего вида взбудоражили, особенно в отношении бороды.
Пожалуй, только в минувшем году бороды стали объектом пристального внимания представителей правоохранительных органов, которые, видимо, рассчитывали таким образом выявить исламских фундаменталистов. Во всяком случае на бородачей устраивали облавы. Размер при этом роли не играл, как это всегда было у таджиков. Эксперты нашли исторические примеры. Например, на портретах знаменитого средневекового поэта Фирдоуси он запечатлен с довольно длинной бородой, величина которой в один кулак явно не укладывается.
Вообще, люди считают, что внешний вид человека - его личное дело. А журналист одной из таджикских газет Шухарт Шодиев считает недопустимым, что кто-то будет оценивать внешний вид человека.
"Носить бороду или не носить - это личное дело каждого человека. Когда кто-то пытается это регламентировать - это уже абсурд. Мы живем в демократическом обществе и в конце концов в XXI веке", - сказал он "Голосу России".
Наблюдатели отмечают, что решение Совета улемов противоречит светским законам. Еще два года назад Министерство образования Таджикистана распространило приказ, запрещающий носить мужчинам бороду до достижения 50 лет. Ходить с бородой разрешалось только пожилым преподавателям при условии, что борода не будет превышать трех сантиметров. При этом распоряжение Минобразования действует и сегодня.
По мнению политолога Рашида Гани Абдулло, подобные крайности способны только вызвать раздражение. "Появись сегодня академик Курчатов у дверей наших вузов, его не только не пустили бы за порог, но еще и вызвали бы милицию. Та же участь, наверное, ждала бы Менделеева, академика Бартольда или, скажем, Садриддина Айни. Не знаю, может быть, такие решения принимаются от безысходности. Но явно они особых симпатий вызвать не могут", - сказал он.
А по словам эксперта в области вопросов религии Абдулло Рахнамо, вопрос бороды из эстетической проблемы в Таджикистане вырос в политическую. Защитники светских традиций в лице властей воспринимают бородачей как представителей оппозиционных для них исламских групп - в частности, активистов Партии исламского возрождения Таджикистана.
"Борода ничем не может помешать светскости или светскому образу жизни. Давайте вспомним, что представители светской политической мысли Маркс, Энгельс и Ленин были бородачами. Но сегодня в Таджикистане ношение бороды означает усиление представителей другого политического лагеря, в данном случае исламского. На такой маленький атрибут формируется политическое видение", - заявил Рахнамо.
Всем известно, что бороды в Таджикистане носят сегодня в основном старики и представители духовенства. Правда, в последнее время и среди предпринимателей выросло число бородачей. А вот в государственных учреждениях бороды не в почете. Эксперты уверены, что решение Совета улемов так и останется на уровне рекомендаций, поскольку представить себе механизмы выполнения постановления священнослужителей о размере бороды почти невозможно.