Целая волна протестов против методов реставрации интерьеров одного из самых известных памятников средневековой архитектуры Европы - собора во французском Шартре - поднялась за тысячи километров от Франции: в США.
Одним из инициаторов протеста стал американский историк архитектуры Мартин Филлер. А другой соотечественник Филлера, знаток готического искусства Стивен Эванс, даже подготовил интернет-петицию, подписи под которой уже поставили несколько сотен человек, сообщает в понедельник France24 со ссылкой на AFP.
Католический собор Шартрской Богоматери (Notre-Dame de Chartres), строительство которого началось в 1194-м, а завершилось в 1220 году, находится в 90 км к юго-западу от Парижа. В 1979 году он был внесен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Собор славится цветными витражами, общая площадь которых составляет около 2000 кв. м.
Шартрская витражная коллекция является по-настоящему уникальной. Она включает в себя более 150 окон, наиболее древние из которых были созданы в XII веке.
Реставрационные работы начались в храме в 2008 году. Их цель видели в том, чтобы придать убранству собора облик, близкий к первоначальному. О том, почему реставрация вызвала серьезные претензии у специалистов, весной этого года говорилось в публикации The Art Newspaper Russia.
В 1980-е годы, писало издание, было обнаружено, что интерьеры собора в XIII и XV веках были расписаны охрой. Затем поверх этого слоя нанесли рисунок, имитирующий кладку. Позднее его побеленная поверхность покрылась копотью. Не так давно сажу решили удалить, сделав видимой сохранившуюся часть отделки. Участки, на которых оригинал утрачен (около 1/5 интерьера), заполняют современной копией рисунка.
Конфликт начался после появления в 2014 году на сайте New York Review of Books публикации Мартина Филлера, в которой критиковалось решение "перекрасить внутренние поверхности ярким белым и насыщенными цветами, дабы вернуть храму средневековый вид". По мнению Филлера, такая перекраска меняет "восприятие бесподобных витражей" собора.
Однако с оценкой Филлера согласились не все. Мэдлин Кэвинесс и Джеффри Хэмбургер - специалисты, входящие в консультативный совет Американского общества друзей Шартра, посчитали, что все работы идут в соответствии с самыми высокими стандартами реставрации. По их мнению, восстановление первоначального убранства было верным решением. "Голый камень может соответствовать эстетике модернизма... но он далек от средневековых представлений о том, как должно выглядеть сакральное пространство", - приводит рассуждения Кэвинесс и Хэмбургера The Art Newspaper Russia.
Ученые, кроме того, отметили, что если в реставрационной концепции "и есть что-нибудь спорное, так это решение реставраторов ориентироваться на имитацию кирпичной кладки XIII века, которую они сочетают с пестрой росписью замковых камней, появившейся позднее".
Тем не менее критики продолжали открывать новые недостатки в работе над Шартрским собором.
Глава отдела реставрации монументальной живописи в лондонском Институте Курто Дэвид Парк рассказал The Art Newspaper, что был по-настоящему шокирован, увидев на видеоролике, как ведется реставрация. По его словам, рабочие "дробят, рубят и бьют по поверхности электрическими и другими инструментами, удаляя не только грязь. Такой стиль работы "имеет необратимые последствия", возмущается он.
Видеоролик, возмутивший Парка, был снят в 2013 году и размещен на сайте Министерства культуры и коммуникаций Франции. На нем действительно видно, как реставраторы используют различные инструменты: металлические шпатели, молотки и щетки, закрепленные на электродрелях, с помощью которых они скалывают и расчищают сажу, веками скапливавшуюся на сводах.
Парк призвал к "немедленному прекращению работ и пересмотру проекта". ЮНЕСКО надо изменить статус Шартрского собора как объекта всемирного наследия. Парк был также поражен, "что французские искусствоведы не выразили протеста на более ранней стадии" реставрационных работ.
Между тем, несмотря на то, что видео было заказано французским Минкультом, глава регионального департамента исторических памятников Ирен Журде считает, что оно "не отражает реалий работ". На видео, по ее мнению, "слишком много внимания" уделено реконструкции, хотя в действительности главная часть работ направлена на то, чтобы "сделать видимой, укрепить и очистить первоначальную отделку". За работами следит команда археологов. "Благодаря бережной очистке нам удалось полностью сохранить подлинные детали", - подчеркнула Журде, указав на то, что реставрационные работы сначала были тщательно спланированы, а затем осуществлены в полном соответствии с проектом.
Споры по поводу методов реставрации не затихают по сегодняшний день. France24 приводит в понедельник высказывание Мартина Филлера, заявившего о том, что организаторами работ игнорируются методы научной реставрации.
Самое отвратительно, что в Шартре сегодня полностью пренебрегают принципами, закрепленными еще 50 лет назад Венецианской хартией (Международная хартия по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест - Венецианская хартия. - Прим. NEWSru.com), пожаловался Филлер в интервью AFP.
Наиважнейшие из венецианских принципов базируются на том, что объекту реставрации в процессе восстановления не должен быть нанесен вред, а любые изменения должны быть обратимыми, отмечает ученый.
Инициатор интернет-петиции, сотрудник университета в Аризоне Стивен Эванс, говоря об использовании реставраторами новейших материалов, подчеркивает, что "безответственное восстановление стирает историю из готического шедевра".
Между тем представители французских госучреждений, занимающихся культурной политикой и финансирующих реставрационные работы, которые обошлись в 20 млн евро, заявляют, что критики непосредственно к ним не обращались, а об их претензиях знают только через информацию в печати.
"Мы не хотим вступать в дебаты", - заявили AFP в региональном культурном ведомстве, добавив, что программа реставрационных работ была разработана специалистами и оценена экспертами.
"Мы действовали не по прихоти", - подчеркнули чиновники.
А инженер Даниэль Алезар, руководитель работ по проекту, рассказал в частности, что на повестке дня теперь приведение в порядок знаменитых витражей собора.
Стекла витражей, по его словам, покрыты на интерьерной части слоем грязи и копоти, а также налетом, который стал следствием восстановительных работ, проведенных в XIX веке.
"Нам с большим трудом удается удалить все это, чтобы стекла стали снова по-настоящему прозрачными", - сказал Алезар.