На состоявшейся накануне встрече с католическими епископами из Индии глава Римско-католической церкви Папа Иоанн Павел II напомнил, что Церковь призвана помочь преодолеть любую форму расовой, сексуальной или религиозной дискриминации, сообщает информационное агентство Zenit.
Для Индии эта проблема до сих пор остается актуальной, поскольку в этой стране до сих пор еще не изжита унижающая человеческое достоинство система кастового деления.
Обращаясь к иерархам из католических епархий, прибывшим в Ватикан по завершении 5-летнего служения в городах Мадрас, Мадураи и Пондичери-Киддалор, Папа выступил резким критиком этой системы. "Безразличие и классовую борьбу должны заменить братство и религиозное общение. Дискриминация по любым признакам, будь то расовые различия, цвет кожи, вероисповедание, сексуальная ориентация или происхождение должна быть отвергнута, как мировоззрение, совершенно несовместимое с человеческим достоинством", - заявил Римский Первосвященник.
По словам Папы, "соблюдение принципа солидарности, как высокого идеала недостаточно для христианского сообщества. Это должно быть нормой для человечества". В доказательство этой мысли Папа привел слова своего предшественника Пия XII, сказавшего, что такой принцип утвержден "жертвой во имя спасения, которую принес Иисус Христос на кресте Небесному Отцу, от лица грешного рода человеческого" (из энциклики "Summi Pontificatus" - прим. ред.).
Первой задачей Церкви - преемницы апостолов Христовых, является способствовать "преобразованию этой солидарности в духовное единение для блага Церкви и человечества среди всех мужчин и женщин", - пояснил Иоанн Павел II. "Странным было бы надеяться на широкое распространение духа единства среди наших братьев и сестер, без истинной солидарности среди народов".
"В Индии, как и в других странах мира, существует целый ряд важных проблем социального порядка. Ситуацию усугубляет несправедливая система кастового деления, которая отрицает человеческое достоинство у целых групп людей", - пояснил глава Римско-Католической церкви.
Проблеме каст Папа уделял внимание и ранее. В проповеди, произнесенной на стадионе Индира Ганди в Нью-Дели в 1986 году он заявил, что "терпимость и понимание должны занять место предубеждения и невежества".
Люди, принадлежащие к низшим кастам, по мнению Папы, не должны быть изолированы от других членов общества. Всякое предубеждение против представителей этих каст в отношениях между христианами является угрозой истинному человеческому единению и серьезным образом препятствует церковной миссии.
Иоанн Павел II подчеркнул, что обычаи и традиции, укрепляющие и сохраняющие кастовое разделение, должны быть преодолены, став образом солидарности всего христианского сообщества. Обязанность Церкви - помочь видеть в каждом человеке сына Божия, брата и сестру Христову - члена общей семьи.
Историческая справка
Из самых ранних произведений санскритской литературы известно, что говорившие на арийских наречиях народы в период первоначального заселения Индии (приблизительно с 1500 по 1200 до н.э.) уже делились на четыре главных сословия, позже названные 'варнами' (санскр. 'цвет'): брахманов (священнослужителей), кшатриев (воинов), вайшьев (торговцев, скотоводов и земледельцев) и шудр (слуг и разнорабочих).
Индусы верят в перевоплощение и считают, что тот, кто соблюдает правила своей касты, в будущей жизни поднимется по рождению в более высокую касту, тот же, кто нарушает эти правила, потеряет социальный статус.
На протяжении всей индийской истории кастовая структура демонстрировала удивительную стабильность перед изменениями. Даже расцвет буддизма и принятие его в качестве государственной религии императором Ашокой (269-232 до н.э.) не сказались на системе наследственных групп. В отличие от индуизма, буддизм как доктрина не поддерживает кастового деления, но в то же время и не настаивает на полном уничтожении кастовых различий.
Главные характеристики индийской касты: эндогамия (заключение браков исключительно между членами касты); наследственное членство (сопровождаемое практической невозможностью перейти в другую касту); запрещение совершать совместно молитву и разделять трапезу с представителями других каст, а также иметь с ними физический контакт; признание твердо закрепленного места каждой касты в иерархической структуре общества в целом; ограничения на избрание профессии; автономия каст в регулировании внутрикастовых социальных отношений.
Во времена возвышения индуизма, последовавшего за упадком буддизма, из простой, незамысловатой системы четырех варн выросла сложнейшая многослойная система, выстроившая строгий порядок чередования и соотношения разных социальных групп. Каждая варна обозначила в ходе этого процесса рамки для множества самостоятельных эндогамных каст (джати). Ни мусульманское нашествие, закончившееся формированием империи Моголов, ни установление британского господства не поколебали фундаментальных основ кастовой организации общества.
Поскольку каждая имеющая наименование каста делится на множество подкаст, невозможно даже приблизительно подсчитать число социальных единиц, обладающих минимально необходимыми признаками джати. Официальная тенденция преуменьшать значение кастовой системы привела к тому, что в проводимых раз в десятилетие переписях населения исчезла соответствующая графа. В последний раз сведения о числе каст были опубликованы в 1931 (3000 каст).