poedem.ru

Кембриджский профессор опровергает устоявшиеся представления о том, что Тайная вечеря состоялась в Страстной четверг. Об этом во вторник сообщает InoPressa.ru со ссылкой на публикацию в журнале The Time. "По расчетам профессора Колина Хэмфриза, она пришлась на среду, 1 апреля 33 года н.э.", - поясняет журналист Джош Сэнберн.

Если версия подтвердится, то это будет лишним свидетельством в пользу того, что Иисуса не могли за одну ночь и арестовать, и допросить, и подвергнуть суду, отмечает профессор. По его мнению, многочисленные события между Тайной вечерей и Распятием, описанные в Евангелиях, невозможно втиснуть в одну лишь ночь с четверга на пятницу.

Неувязка связана с несоответствием между Евангелиями: Матфей, Марк и Лука написали, что Тайная вечеря совпала с Песахом - еврейской Пасхой, а Иоанн - что она состоялась накануне этого праздника. По предположению Хэмфриза, евангелисты просто пользовались разными календарями, и на деле Тайная вечеря была в среду, 1 апреля.

О Великом четверге

В Великий четверг Церковь вспоминает и вновь совершает Тайную вечерю Иисуса Христа с Его учениками и апостолами. На Тайной вечере Христом было установлено главное таинство христианской веры - Евхаристия (что в переводе с греческого означает "благодарение"), во время которого все верные причащаются Тела и Крови Самого Христа. Без Причащения, учит Церковь, нет истинной христианской жизни. По вере Церкви, в этом таинстве происходит самое полное, насколько только это возможно на земле, соединение человека с Богом.

Об установлении таинства Евхаристии на Тайной вечере достаточно подробно свидетельствует Евангелие от Матфея (глава 26, стихи 20-30).

"Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками;
и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня.
Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи?
Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня;
впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться.
При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал.
И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое.
И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все,
ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.
Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего.

И, воспев, пошли на гору Елеонскую".

В Великий четверг в Православной церкви, как правило, совершается причащение верующих,​ поэтому храмы бывают наполнены народом до отказа. В России до 1917 года большинство православных причащалось только в Великий четверг - один раз в год; сейчас причащаются чаще, поскольку редкое причащение противоречит как установлению самого Христа ("Сие творите в Мое воспоминание", - говорит Христос своим Апостолам о Евхаристии), так и предание Церкви, но причащение в Великий четверг все же остается совершенно особенным. В этот день на литургии несколько раз повторяется молитва, читаемая перед причащением: "Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими…", - эту молитву поет хор, читают священники, повторяют все верующие.

После литургии Великого четверга - в том случае, если служит епископ, - совершается чин умовения ног. По образу Христа, по величайшему смирению умывшего ноги своим ученикам, епископ умывает ноги служащим с ним священникам и отирает их особым полотенцем. Этот чин совершается в воспоминание описанного в Евангелии от Иоанна события (Евангелие от Иоанна, глава 13, стихи 2-17).

"И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его,
Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит,
встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался.
Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан.
Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги?
Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после.
Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною.
Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову.
Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все.
Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты.
Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам?
Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то.
Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу.
Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам.
Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его.
Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете"

В Великий четверг в Православной церкви происходит заготовление запасных Даров для причащения больных. Тело и Кровь Христовы, освященные на литургии Великого четверга, сохраняются в особом ковчежце (обычно выполненном в форме храма), именуемом дарохранительницей. Дарохранительница стоит на престоле в алтаре и оттуда священники в течение всего года берут Тело и Кровь Христовы и, переложив в меньший ковчежец - дароносицу, причащают ими тех, кто по старости или по немощи не может прийти в храм и причаститься в храме.

В Православной церкви в Великий четверг издавна совершается также и чин мироварения, во время которого лично Патриарх или те епископы, которых Патриарх благословил, варят и благословляют миро - особое благоуханное, ему подаются дары Святого Духа, которые он призван в себе сохранить и приумножить. Благословленное Патриархом в Великий четверг миро затем развозят по епархиям, а из епархиальных центров - по приходам, вплоть до самого маленького, дальнего и захолустного сельского прихода. Этим подчеркивается единство Церкви: каждый вновь входящий в Церковь через крещение человек помазуется тем самым миром, которое варил и благословлял Патриарх и которое впоследствии по этой длинной цепочке дошло до данного прихода и было передано в руки данному священнику. Раньше чин мироварения совершали непременно в Успенском соборе Московского Кремля.

Вечером Великого четверга совершается продолжительное богослужение, во время которого все стоят в храме с зажженными свечами. Это Последование 12 Евангелий. В храме читают последовательно двенадцать отрывков из Евангелия, посвященных Страданиям Христа. Прощальная беседа Христа с учениками, скорбное моление в Гефсиманском саду, предательство Иуды и предание в руки воинов, суд синедриона, разговор с Пилатом и издевательства Ирода - обо всем этом слышат собравшиеся в храме скорбное евангельское повествование.

Существовал в России обычай, кое-где удержавшийся до сих пор, не гасить свечи, с которыми стояли во время 12 Евангелий, а постараться донести их до дома и поставить горящими перед домашними иконами. Даже в современной Москве вечером в Великий четверг можно видеть огненные ручейки от горящих свечей, которые православные прихожане несут из храма домой.

Тайная вечеря является сюжетом множества икон и картин, из которых самое, вероятно, известное произведение - это "Тайная вечеря" Леонардо да Винчи.