Калининградская епархия Русской православной церкви отвергла упреки главы католической епархии с центром в Москве архиепископа Паоло (Павла) Пецци, который выступил на днях с протестом против передачи Московскому патриархату здания бывшего костела в Калининграде.
- Заявление архиепископа Паоло Пецци
"Более чем странным представляется тот факт, что архиепископ Павел Пецци публично обвиняет православных в клевете, недоверии и "разжигании национальной и религиозной розни", даже не попытавшись предварительно вступить в переговоры и обсудить складывающуюся ситуацию. Такие необдуманные заявления способны нанести реальный урон сотрудничеству и отношениям между нашими Церквами, как кажется, не только в пределах Калининградской области", - говорится в заявлении службы коммуникацииКалининградской епархии, переданном в понедельник порталу "Интерфакс-Религия".
Выражая недовольство передачей Русской церкви здания органного зала Калининградской филармонии, бывшего католического храма Святого Семейства, архиепископ Пецци, в частности, напоминал об истории Восточной Пруссии, где раньше не было православных церквей, зато были лютеранские и католические храмы.
"Подобная "историческая" констатация вызывает изумление, и мы вынуждены напомнить, что за последние 60 лет по хорошо известным причинам национальный и религиозный состав Калининградского региона полностью изменился. Сегодня подавляющее большинство жителей области сознательно причисляет себя к православию. И Калининградская епархия Русской православной церкви осуществляет свое служение исходя из этого факта, стремясь удовлетворить реальные нужды верующих", - сказано в заявлении епархии.
Именно поэтому, говорится далее, Церкви необходимы новые помещения для пастырской работы, причем зачастую в распоряжении епархии оказываются объекты в полуразрушенном состоянии.
"Мы восстанавливаем разрушенные храмы области уже 25 лет, и эта работа, безусловно, будет продолжена. Все больше калининградцев сегодня тянутся к православию, и мы не имеем права отказывать им в этом стремлении", - подчеркивают в епархии.
Из заявления католического архиепископа, продолжают авторы документа, может сложиться впечатление, что главной целью православных в Калининграде стал именно концертный зал филармонии.
"Однако это не так. Калининградская епархия никогда не претендовала на то, чтобы использовать для своих богослужебных нужд этот храм. Указанное здание передается епархии наряду с четырнадцатью другими объектами по решению законодательной власти региона. Вместе с тем хорошо известно, что общественность Калининграда выступает за сохранение в здании органного зала. Уже принято решение о заключении договора с филармонией о продолжении ее функционирования в данном здании", - информирует архиепископа Пецци православная епархия.
Кроме того, говорится в заявлении, если у Католической церкви есть желание и возможность оказать содействие и помощь в строительстве нового помещения для органного зала, то это можно только приветствовать.
"И если такое помещение появится и филармония обретет новый дом, католическая община сможет поставить вопрос о передаче ей в пользование бывшего храма Святого Семейства. Убеждены, что данный вопрос со вниманием будет рассмотрен в контексте двусторонних православно-католических отношений", - отмечено в документе.
Возвращаясь к истории Восточной Пруссии, да и всей Европы, православная епархия призывает вспомнить, кто сыграл решающую роль в победе над фашизмом.
"Земля бывшей Восточной Пруссии обагрена кровью советских воинов, отдавших свои жизни в борьбе с самым страшным врагом человечества в XX веке. Неужели сегодня кто-то возьмется оспаривать законность результатов Второй мировой войны, касающихся жизни современных калининградцев на земле, ставшей Родиной для трех поколений!" - говорится в заявлении.
Пребывание современных жителей Калининграда на этой земле "законно и с моральной, и с юридической точки зрения", а часть бывшей Восточной Пруссии стала "неотъемлемой составляющей частью Российской Федерации", подчеркивают в епархии.
В заявлении говорится также, что Калининградская область не является правопреемницей Восточной Пруссии, а значит, "всякого рода ссылки на прошлое имеют правовое значение только в пределах исторического существования Калининградской области".
Таким образом, "заявления о необходимости учета конфессиональной принадлежности расположенных на территории Калининградской области культовых зданий за период до 1945 года... не могут приниматься во внимание при принятии государственными органами решений об их передаче для использования в религиозных целях".
Обращаясь к Пецци, православная епархия напомнила ему итальянскую мудрость: люди в стеклянном доме не должны бросать камни. "Калининградская область - это совершенно особый регион на карте России. Ее уникальность диктует нам, представителям конфессий, модель мирного сосуществования и сотрудничества, к которому Русская православная церковь готова", - говорится в заявлении.
(Заявление опубликовано информагентством "Благовест-инфо")
"В последние дни из российских и зарубежных средств массовой информации стало известно, что Калининградская областная дума приняла во втором чтении законопроект о передаче пятнадцати "зданий религиозного назначения" в собственность Русской православной церкви Московского патриархата.
Законопроект готовился, по законам технологий лоббирования, в тайне. Без малейшего намека не только на сколько-нибудь широкое обсуждение, но даже без консультаций с заинтересованными сторонами – российскими христианскими религиозными организациями, не принадлежащими к РПЦ МП. Имея в виду историю Восточной Пруссии, ставшей в послевоенные годы Калининградской областью, едва ли можно надеяться найти на этих землях хотя бы одну православную церковь довоенной постройки. Это последнее обстоятельство делает решение областной думы особенно спорным и влекущим за собой множество легко предсказуемых недоразумений. Такая безответственность в принятии решений, бесспорно, достойна сожаления.
Однако то обстоятельство, что среди этих пятнадцати зданий числится также бывшая католическая церковь Святого Семейства, занимаемая ныне Областной филармонией, о передаче которой вот уже почти двадцать лет безуспешно ходатайствует одноименная католическая приходская община, побуждает меня возвысить свой голос в защиту законных интересов и достоинства своей калининградской паствы.
Как известно, после вхождения в состав СССР территория бывшей Восточной Пруссии была почти полностью покинута своим прежним населением и заселялась переселенцами из разных регионов необъятной страны-победителя.
Среди послевоенных переселенцев было также немало выходцев из регионов Советского Союза, традиционно населенных католиками. Они, как и другие их сограждане, откликнувшиеся на призыв принять участие в восстановлении разоренного войной края, представляли народ-победитель, вступивший в обладание территорией бывшей Восточной Пруссии на основании известных международных соглашений.
Они, как и все другие послевоенные переселенцы, своим трудом восстановили разрушенное хозяйство края и десятилетиями приумножали его богатство и процветание. Среди них немало ветеранов войны и труда. Это необходимо учитывать при рассмотрении вопроса о дальнейшей судьбе "прусского наследия". В том числе и "религиозного назначения".
Как могло получиться, что бывшие переселенцы, исповедующие католичество, всю свою жизнь положившие на благо своей новой "малой родины", и их потомки – стали теперь в глазах деятелей из Калининградской областной думы гражданами второго сорта, чьими законными, гарантированными Конституцией Российской Федерации, интересами можно с такой легкостью пренебречь?
Я убежден, что готовящееся к принятию решение – хотя бы в силу своей вопиющей несправедливости – глубоко ошибочно и должно быть пересмотрено с учетом интересов всех христианских религиозных общин, представленных в крае.
Прискорбно констатировать, что весьма уклончивая позиция Калининградской епархии РПЦ МП в данном вопросе наносит существенный вред межцерковным отношениям, небезуспешно, хотя и с немалым трудом, налаживаемым в последние годы.
"Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки" (Матф 7, 12). Не ошибется тот, кто последует этому совету Спасителя. Альтернативой ему будет лишь упоминаемая Владимиром Соловьевым этическая логика "готтентотов": "Я украл корову – хорошо, у меня украли корову – плохо". Да не будет это сказано про нас!
И еще об одном печальном обстоятельстве я не могу здесь не упомянуть:
Многие и многие из комментариев и отзывов, сопровождающих обсуждение в СМИ вопроса о передаче церковных зданий в собственность РПЦ МП в Калининградской области, свидетельствуют о том, что семена клеветы, недоверия, ксенофобии и псевдопатриотической мифологии, щедро сеявшиеся некоторыми светскими и околоцерковными СМИ в 90-е годы, – дали свои ядовитые всходы. Русская пословица гласит: "Репьями осеешься – не жито и взойдет". Действительно, очень многие из упомянутых комментариев содержат явственные признаки "разжигания национальной и религиозной розни" и наносят существенный вред народному единству России – великого и многонационального государства. Любая страна сильна не столько амбициями своих "идеологов" (как мирских, так и клерикальных) и их претензиями на исключительность, сколько атмосферой мира, доверия, согласия и взаимной ответственности, царящей среди ее граждан. Только это поле способно приносить благие плоды.
Вместе с тем, мне не хочется расставаться с надеждой, что те, кому Богом и российским народом вверено соблюдение основ законности и справедливости, государственные и церковные мужи, найдут силы и возможности для устранения чреватой своими возможными последствиями ситуации, возникшей в Калининградской области. По вине нескольких ретивых не по разуму, но не слишком мудрых и образованных деятелей, а также тех, кто их подначивал к безрассудству или поощрял своим молчанием.
Со своей стороны мы также будем принуждаемы, исходя из обстоятельств, отстаивать законные интересы и гражданское достоинство католиков Калининградской области всеми средствами, предоставляемыми нам международными правовыми актами, Конституцией и действующим законодательством Российской Федерации.
С надеждой на благоразумное и справедливое разрешение возникшего недоразумения
Митрополит Архиепархии Божией Матери в Москве
Архиепископ Павел Пецци
4 ноября 2010 года".