stefaniafratepietro

В римском театре "Италия" прошла мировая премьера мюзикла "Не бойтесь" о жизни Папы Римского Иоанна Павла II. Партию Кароля Войтылы исполнил римский актер Симоне Сибиллино, известный, в частности, как исполнитель роли Иисуса Христа в мюзикле "Иисус Христос – сверхзвезда", сообщает радио "Свобода".

Премьера мюзикла была приурочена к пятой годовщине смерти понтифика. Автором сценария является отец Джузеппе Спедикато, католический приходской священник из местечка Новоли в провинции Лечче, который начал работу над текстом через год после смерти понтифика. Музыку написал другой католический священник, отец Бьяджо Мандорино.

Вот как Джузеппе Спедикато объяснил идею создания мюзикла о жизни Иоанна Павла II: "Это необходимо было сделать просто потому, что именно этот Папа изменил весь мир. Он подписал четырнадцать энциклик, обласкал, обнял и благословил миллиарды людей. Его называли "божий марафонец", но сам он о себе говорил, что является преемником не только Петра, но и Павла, который вел апостольскую деятельность. Все Папы проповедовали мир, но он был первым, прошедшим войну..."

По свидетельству режиссера-постановщика Джанлуки Феррато, очень трудно было отобрать актера на роль Кароля Войтылы. На нее пробовались многие талантливые артисты, некоторые из них тембром голоса и жестикуляцией походили на Иоанна Павла II, однако в задачи создателей не входил поиск двойника, и поэтому выбор пал на римского актера Симоне Сибиллано.

Мюзикл задуман как история жизни Кароля Войтылы, свидетелями которой становятся несколько его близких друзей. Радости и боли обычного человека, восхождение Войтылы по ступенькам церковной иерархии, от санов епископа и кардинала до престола Святого Петра. Образ абсолютного зла в мюзикле воплощен в фигуре террориста Али Агджи, человека, покушавшегося на жизнь Папы в 1981 году.

О реакции Святого престола на появление мюзикла о Папе Иоанне Павле II и о музыкальной политике Ватикана в интервью радио "Свобода" рассказал римский журналист, эксперт по истории и проблематике Ватикана Алексей Букалов.

"Официальной реакции пока не было. Все ждут, пока мюзикл увидят высшие иерархи Католической церкви. Но в том, что постановку осуществили с благословения Святого престола, у меня, например, сомнений нет, слишком уж заметное явление. В нем принимали участие священники – пускай они профессиональные музыканты, но это все равно священнослужители. Они, конечно, получили благословение если не у самого Папы, то во всяком случае у римской курии", - сказал собеседник радио "Свобода".

По мнению Букалова, "с одной стороны, Ватикан вынужден следовать требованиям времени и соглашаться на участие в художественных акциях, которые в прежние времена для католической церкви были бы немыслимы".

Как считает эксперт, "граница, за которую Ватикан не переступит, участвуя в художественных акциях, очень условная. Прослеживается тенденция выдвигать на первый план сюжеты богоугодные, богобоязненные, религиозные и оформлять их по законам современной музыкальной драмы. Это уже не первый подобный опыт. Таким же образом – в форме мюзикла – были поставлены, скажем, некоторые песни из "Божественной комедии". Знаете, чем отличаются апартаменты нынешнего Папы Римского в апостольском дворце от апартаментов предыдущего? В принципе, ничем не отличаются – те же самые три комнаты, только у Папы Бенедикта стоит рояль. Это о чем-то говорит. Он музицирует, как хороший музыкант, понимает значение музыки. Это очень важно".

"Однажды я тот же самый вопрос задал по другому случаю, - рассказывает Алексей Букалов. - Хоронили Федерико Феллини. В одном из павильонов на киностудии в Риме стоял закрытый гроб, сверху трехцветный флаг, рядом почетный караул. Проходили тысячи людей. Я подошел к Франческо Рози и спросил: "Маэстро, как вы думаете, самому Феллини понравились бы такие вот всенародные похороны?" Он мне сказал: "Я думаю, что понравились бы. Он как Пиноккио между двух карабинеров". Понимаете? И я думаю, что самому Иоанну Павлу II понравился бы такой мюзикл, где песнями и танцами рассказано, в частности, о его студенческой молодости".

Музыкальной доктрины у Ватикана, возможно, и нет, считает Букалов. "Tо есть нет своего Хренникова, своего Жданова, который бы специализировался на сумбуре вместо музыки. Но есть социальная доктрина Церкви, в которой говорится об отношениях религии и искусства. И тут они следуют совершенно по тому же пути, по которому шли руководители КПСС и советского правительства, то есть встречаются с деятелями искусства, наставляют их на путь истинный. Такая встреча произошла в прошлом году в Сикстинской капелле, ее провел Папа Бенедикт XVI. Так что какой-то пригляд все-таки существует".