В крупных российских супермаркетах теперь нередко можно встретить полки с кошерными или халяльными продуктами. Кроме того, открываются соответствующие рестораны. Похоже, что стало выгодно торговать продуктами для верующих мусульман и иудеев - да и не только для них.
Как отмечается в публикации на сайте РБК, и кашрут, и халяль являются системами требований и ограничений, касающихся питания. Они основаны на священных писаниях иудаизма и ислама. Хотя эти системы, безусловно, разные, но многое в правилах, предлагаемых верующим, похоже.
Прежде всего правила касаются мяса. Как для евреев, так и для мусульман запрещена в пищу кровь. Разрешены только определенные виды животных. Животное должно быть убито верующим человеком. Но на этом сходства заканчиваются. Мусульманам достаточно, чтобы животное было умерщвлено просто верующим во Всевышнего. Идеальный вариант - повернуть голову животного в сторону Мекки и перед забиванием произнести "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного". Но в принципе мусульманин может есть и мясо животных, зарезанных евреями или христианами. Запрещена для употребления в пищу только свинина, а также любой алкоголь.
Правила кашрута существенно жестче. Из животных разрешены в пищу только жвачные парнокопытные (корова, овца, коза), все остальные - запрещены. Из рыб можно есть только чешуйчатых. Такие рыбы, как угорь, сом, осетрина, а также любые морепродукты - под запретом. Алкоголь в принципе разрешен, но все виноградные напитки (вино, мартини, коньяк, виноградный сок) должны быть изготовлены только религиозным евреем.
Резать животных может только специально обученный резник (шойхет), получающий разрешение отдельно на забой птицы и отдельно на забой крупного скота. Животное должно умереть мгновенно. Но даже убитое по всем правилам животное может оказаться некошерным, если его внутренние органы будут повреждены.
Кроме того, нельзя есть вместе мясные и молочные продукты. Для них даже используется раздельная посуда. Поэтому кошерный ресторан может быть либо мясным, либо молочным. Запрещенную пищу еврей может есть только в случае прямой угрозы для жизни.
Как отмечает РБК, продавать халяльную продукцию должно быть выгодно и перспективно. Ведь мусульманское население России неуклонно растет - как за счет рождаемости, так и за счет миграции. Кроме того, получить соответствующий сертификат не так сложно. В минувшем году было отмечено, что производство халяльной продукции в России ежегодно увеличивается на 30-40%, а мировой рынок халяльных продуктов оценивается в 500 миллиардов долларов в год.
Иначе обстоит дело с кашрутом. Для получения сертификата кошерности (эхшера) не только весь состав продуктов, но и полный производственный цикл должны быть проверены раввином соответствующей квалификации. Такие проверки необходимо проходить регулярно, чтобы лицензирующая организация была уверена, что технические условия соблюдаются.
На первый взгляд кажется, что получение эхшера - экономически бессмысленная затея. Ведь необходимо платить деньги за дополнительную проверку производства ради весьма немногочисленной группы покупателей? Хотя число религиозных евреев и растет, но их все равно не так много, чтобы создать сколько-нибудь заметный потребительский спрос. Более того, кошерными стремятся стать продукты, находящиеся в ценовой категории выше среднего, а соблюдающие традиции евреи - это, как правило, люди с большим количеством детей, стремящиеся купить что-нибудь подешевле. Довольно часто знак кашрута можно видеть на продуктах, которые очень сложно сделать некошерными. К ним, например, относятся водка, макароны, красная соленая рыба и т.п. Казалось бы, зачем сертифицировать товар, который купят без всяких значков? Между тем, как уже отмечалось, получение сертификата - дело непростое. В некоторых случаях, например, когда речь идет о молочных продуктах, приходится направлять специально подготовленных контролеров (машгихим), которые постоянно наблюдают за производственным процессом.
Тем не менее количество кошерных продуктов увеличивается. По словам главного раввина России Берла Лазара, за последние пять лет число наименований таких продуктов, сертифицируемых только его раввинатом, выросло в 7 раз. А кроме него пищевую продукцию в России одобряет раввинский суд во главе с раввином Пинхасом Гольдшмитом, а также некоторые международные организации по наблюдению за кашрутом.
Несколько лет назад, пояснил Берл Лазар, инициатива по сертификации продуктов исходила от самого раввината. "В большинстве случаев мы сами шли на предприятие и предлагали ему помочь наладить кошерное производство. Кое-где мы и сейчас так делаем: например, в тех случаях, когда в каком-то регионе у верующих есть потребность в кошерных продуктах, а предложения нет или оно недостаточно". Однако теперь ситуация изменилась. "В последнее время почти всегда инициатива исходит от производителя: представители предприятия приходят к нам и просят проверить их продукцию на кошерность с целью получения эхшера", - подчеркнул главный раввин России.
По его мнению, у многих производителей есть дополнительные поводы для получения сертификата. "Удостоверение кошерности - это пропуск на внешний рынок - не только в Израиль, но и в США, в страны Евросоюза. Там-то давно уже знают, что кошерный продукт - это экологически чистый продукт", - отметил Берл Лазар.
Сертификация халяльного производства проводится сходным образом. Директор департамента внедрения стандарта "Халяль" Международного центра стандартизации и сертификации Совета муфтиев России Ринат Зарипов пояснил, что при производстве мяса проверяется, чтобы это была "чисто говяжья" бойня (то есть чтобы рядом не было производства свинины), чтобы животное было здоровое. Забивающий должен быть непременно мусульманином. Также производителю ставится условие, чтобы электрический разряд, применяемый на бойнях, только оглушал животное, но убивать должен сам резник.
Любопытно, что, по мнению предпринимателей, работающих в этом "религиозном" сегменте производства пищевой продукции, выгоднее всего было бы совмещать кошерное и халяльное производство. Дело в том что при кошерном забое определенная часть мяса выбраковывается уже после забоя. Доля выбракованного мяса может составить 30-40%, а то и больше. Однако мясо, которое не соответствует жестким требованиям кашрута, вполне может быть признано халяльным, так как это все равно качественное мясо. Например, у владельца мясокомбината, производящего кошерную продукцию, налажены отношения с центром стандартизации продуктов "Халяль". "Они с удовольствием признают нашу продукцию халяльной. Они прекрасно понимают, что при производстве кошерного мяса рядом не может быть никакой свинины, притом что на обычной бойне им не всегда могут это гарантировать", - рассказал бизнесмен. В ходе забоя на бойне присутствуют как еврейский, так и мусульманский резники. Таким образом обеспечивается соответствие сразу двум "стандартам".
В России, по оценке специалистов, кошерное мясо потребляет около 700 тысяч семей, при этом половина потребителей находится в Москве. Продавцы как кошерного, так и халяльного мяса отмечают, что их продукция пользуется спросом и у людей, которые не имеют отношения к исламу и иудаизму, в силу того, что эта продукция воспринимается покупателями как более качественная, соответствующая повышенным требованиям, хотя, по оценке производителей кошерного мяса, сертификат добавляет к стоимости товара примерно 20%. Сертификация халяльной продукции - примерно 10-20%.
Между тем, по словам Берла Лазара, кошерность - это не бизнес. "Мы не стремимся наживаться на своих потребителях. После закрытия всех издержек, связанных с производством, выплаты заработной платы работникам и обслуживающему персоналу остается лишь минимальная наценка, которую мы делаем для того, чтобы кошерное производство продолжало функционировать и развиваться", - отмечает главный раввин России.