RTV International

Мосгорсуд встал на защиту жителей столичного района Южное Бутово, которые этим летом митинговали против решения московских властей об их выселении из подлежащих сносу деревенских домов. Вчера президиум горсуда постановил, что суд первой инстанции незаконно применил нормы старого Жилищного кодекса вместо новых, гарантирующих гражданам предоставление равноценной компенсации в обмен на сносимое жилье. Жители поселка Бутово празднуют победу. В том числе над мэром столицы Юрием Лужковым, который сам утверждал, что для недовольных решениями московских властей "есть судебные инстанции", отмечает "Время новостей".


Правда, пока речь идет только об одной из выселенных бутовских семьей - Юлии Прокофьевой и ее сыне. Вчера, как только было объявлено о том, что прежнее решение Зюзинского райсуда о выселении признано незаконным и отправлено на новое рассмотрение, г-жа Прокофьева разрыдалась. "Это слезы радости, - сбивчиво пояснила женщина. - Я так благодарна и Мосгорсуду, и Московской прокуратуре, и Общественной палате - они все за нас заступились. Нам пришлось пройти через такие страдания и мучения, что я теперь никак не могу поверить в то, что нам все-таки удалось добиться справедливости".

Юлии Прокофьевой, как, впрочем, и многим другим жителям поселка Бутово, действительно пришлось пережить многое. В этом окраинном районе, разрастающемся день ото дня, все еще сохраняются поселки деревенского типа, но постепенно они уступают место новостройкам. Столичные власти в свое время приняли решение о сносе 500 домов в поселке Бутово, которое должно быть завершено к 2010 году. Осенью прошлого года префектура ЮЗАО известила Прокофьевых о том, что они должны будут покинуть свое частное жилище на улице Богучарской, 19, и переехать в квартиру, которую им предоставят власти. Представители префектуры позднее утверждали, что предлагали два варианта - либо две однокомнатные квартиры в собственность и по договору социального найма, либо одна двухкомнатная по договору социального найма и 700 тысяч рублей. Чиновники также сообщили, что строптивое семейство потребовало от них невозможного - две двухкомнатные квартиры в собственность и 150 тысяч долларов в придачу. И именно поэтому администрация района вынуждена была обратиться в Зюзинский суд с иском о выселении.

Однако решение, которое суд принял в апреле нынешнего года, было весьма жестким. Прокофьевы не только не получили ни одного из предложенных префектурой варианта обмена, их вообще было решено выселить из пятикомнатного домика с приусадебным участком и яблоневым садом, а взамен дать на двоих однокомнатную квартиру в многоэтажке. "Семья Прокофьевых владеет этим домом с 1936 года, еще моему деду прежние власти отвели 28 соток под застройку, и у меня сохранились все подтверждающие это документы. А они решили, что мы вдвоем с 20-летним сыном должны ютиться в "однушке"!" - возмущалась ответчица.

Решение Зюзинского суда было признано кассационной инстанцией Мосгорсуда законным, но Прокофьевы покидать свое родовое имение не собирались, и в дело вступили приставы и ОМОН. Тогда-то в 20-х числах июня в Южном Бутово и разразился скандал. За своих односельчан вступились другие жители поселка, а некоторые женщины, чтобы остановить строителей, даже кидались под бульдозеры. Рабочие наотрез отказались участвовать в скандале, и тогда для сноса домика Прокофьевых прислали солдат. Но и они не смогли завершить начатое - жители Южного Бутова организовали палаточный городок, день и ночь несли дежурства, дабы не допустить сноса дома.

Это противостояние буквально в считанные дни превратилось в площадку для политических игр. За выселенную семью заступились член Общественной палаты адвокат Анатолий Кучерена, депутат Госдумы Александр Лебедев, уполномоченный по правам человека Владимир Лукин. Они требовали от московских властей ответа, и те не замедлили его дать. Мэр Юрий Лужков высказался довольно категорично: "Ситуация будет разрешаться нормальным, хозяйственным способом. Мы будем работать в режиме закона, а по семье Прокофьевых - в режиме судебных решений. Но никакого жлобства, которое пытаются совершить отдельные граждане, мы не допустим. Ничего из этого не получится! Если кого-то не устраивает решение вопроса, есть судебные инстанции", - заявил градоначальник. Жители Бутова обиделись на него и даже подали в суд иск о защите чести и достоинства.

Прокофьевым же в решении суда не понравилось то, что судья руководствовался нормами старого Жилищного кодекса, тогда как по новым нормам процедура обмена сносимого жилья совершенно иная. В частности, ст. 32 ЖК гласит, что "выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения", и на соответствующем субъекте федерации лежит обязанность эту выкупную цену выплатить. В эту цену согласно ЖК включаются "рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием".

Очевидно, что при таком раскладе Прокофьевым досталась бы не крохотная "однушка", а куда более внушительная недвижимость. Кроме того, в надзорных жалобах указывалось, что суд занизил размер компенсации, так как руководствовался ценами по состоянию на сентябрь 2005 года, когда был подан иск, а не апреля 2006-го, когда было вынесено решение.

Вчера на заседании президиума Мосгорсуда представители префектуры продолжали отстаивать свою позицию. "Прокофьева вполне могла самовольно захватить еще лишних 40-60 кв. м земли, но подтвердить это документально мы не можем, - сказал один из представителей префектуры ЮЗАО. - Она требовала от нас компенсацию 1,5 млн рублей, а таких возможностей у нас нет".

Сама жительница Бутова и ее адвокат Олег Никифоров утверждали, что суд принял решение о переселении в однокомнатную квартиру на улице Кадырова "в принудительном порядке", и никаких переговоров, никаких альтернатив Прокофьевым не предлагалось. "А у вашего сына есть еще какое-нибудь жилье?" - поинтересовалась у женщины председатель Мосгорсуда Ольга Егорова, возглавляющая президиум. "Нет, этот дом - все, что у нас есть", - ответила Прокофьева.

Как только стороны высказали свои позиции, всех попросили удалиться из зала суда. На принятие решения девяти лучшим судьям Мосгорсуда потребовалась лишь пара минут. "По делу Прокофьевых постановлено решение Зюзинского суда отменить и отправить дело на новое рассмотрение в ином составе суда", - отчеканил пристав волю президиума.

Вчерашнее решение президиума должно стать прецедентом для принятия судами решений по аналогичным делам, и теперь отстоять свое конституционное право на частную собственность смогут и другие жители поселка Бутово. "Таких, как Прокофьевы, у нас много, - рассказала односельчанка Юлии Владимировны, Наталья Синицына. - Кто-то ждет уведомления о выселении со дня на день, у кого-то дела уже в суде, а вчера, например, одну жительницу суд решил выселить, а все ее имущество и дом арестованы".