Как известно, олимпийская стройка к зимним Играм в Сочи сама по себе уже установит мировой рекорд - по беспрецедентной стоимости в 1,5 триллиона рублей.
Газета "Ведомости" на примере истории одного из знаковых объектов Олимпиады - горнолыжного курорта "Красная Поляна" - рассказывает, как накапливаются такие суммы.
Чиновник Минрегиона признался как-то журналу Forbes, что на Олимпиаде в Сочи есть два "расстрельных объекта" - это трамплин и санно-бобслейная трасса. Оба они находятся в Красной Поляне. Когда президент Владимир Путин в феврале инспектировал олимпийские объекты, его больше всего возмутил срок сдачи трамплина, который перенесли с июня 2011 года на июль 2013 года. Кроме того, бюджет стройки вырос многократно - с 1,2 миллиарда до 8 миллиардов рублей. Главные шишки за провал этой стройки посыпались на бизнесмена Ахмеда Билалова, который сразу же был снят с должности председателя совета директоров госкомпании "Курорты Северного Кавказа" (КСК) и с поста вице-президента Олимпийского комитета России. Генпрокуратура и МВД начали проверку КСК, завели уголовные дела. Предприниматель уехал на лечение в Баден-Баден и возвращаться не спешит.
Между тем начиналось все хорошо, вспоминают "Ведомости". В 2005 году, когда Сочи подал заявку на проведение Олимпиады, Билалов входил в думскую фракцию "Единой России", у него были хорошие отношения с губернатором Краснодарского края Александром Ткачевым, с которым они познакомились еще в конце 1990-х. Билалов стал одним из спонсоров олимпийской заявочной кампании, завершившейся, как известно, успехом для России в июле 2007 года.
В начале 2006 года Билалов купил за 15 миллионов долларов у владельца "Нортгаза" Фархада Ахмедова горнолыжный комплекс "Горная карусель" в Красной Поляне - проект предполагал строительство трассы, подъемников. Статус депутата не позволяет формально владеть бизнесом, так что юридически контроль в капитале ОАО "Красная Поляна", которое реализует проект, получили структуры младшего брата Билалова Магомеда.
По словам вице-президента Сбербанка и председателя совета директоров ОАО "Красная Поляна" Станислава Кузнецова, предложение построить трамплин делалось всем инвесторам, которые на тот момент участвовали в правительственной программе развития Сочи, - "Газпрому", "Интерросу", "Базэлу" и другим, но заинтересовал проект только Билалова.
В декабре 2007 года тогдашний премьер Виктор Зубков утвердил правительственную программу подготовки Сочи к Олимпиаде. В документе было указано, что "Красная Поляна" является инвестором комплекса трамплинов на 15,000 мест и комплекса "Горная карусель", частью которого должны стать горная медиадеревня и гостиницы на 2658 номеров. Трамплин планировалось построить до 30 июня 2011 года, а медиадеревню - к 2012 году.
Как в проект пришел Сбербанк
Весной 2009 года в "Красной Поляне" появился богатый инвестор. Допэмиссию компании за 2,7 миллиарда рублей выкупила 100-процетная "дочка" Сбербанка - "Сбербанк капитал", которая получила 25,01%.
На тот момент проект казался очень привлекательным - это подтверждалось всеми документами и отчетами экспертов, вспоминает Станислав Кузнецов. Общий бюджет равнялся 41,1 миллиарда рублей. Планировалось построить 800,000 кв. метров жилой и коммерческой недвижимости. Ее себестоимость должна была составить 1600-1800 долларов за 1 кв. метр, а цена продажи - не меньше 5000 долларов. На такую разницу можно построить не один трамплин.
По словам Кузнецова, в 2010 году сроки проектирования и строительства еще не нарушались, однако уже были видны проблемы - менеджмент "Красной Поляны", которая на тот момент была подконтрольна Билалову, не мог просчитать полную стоимость проекта из-за отсутствия проектной документации. Тогда Сбербанк в ускоренном порядке выделил два бридж-кредита на сумму в 3 миллиарда рублей.
Когда Путин приехал с инспекцией в Красную Поляну, трамплин был готов. Но сопутствующей инфраструктуры не было. Например, нормальных трибун и судейской вышки. А главное - не было готовых дорог, отмечают "Ведомости".
Зрителям светит пешком идти к трамплину - дураков строить дорогу не нашлось
В 2008 году в правительственной программе было зафиксировано обязательство государства построить дорогу от существующей трассы А148 до границы земельного участка, на котором расположен трамплин. Эту дорогу Краснодарский край построил за счет федерального бюджета в 2011 году. Однако Билалов надеялся, что государство свяжет дорогами оба объекта - трамплин и медиадеревню.
По словам Магомеда Билалова, в 2008 - 2009 годах существовал предварительно поддержанный вице-премьером Дмитрием Козаком проект строительства дороги, которая соединила бы нижнюю часть медиадеревни с верхней, верхнюю - с трамплином, а трамплин - с трассой А148. Источник в окружении Козака возражает, что тот никогда этого не обещал, а давал поручение просчитать стоимость такого проекта и не поддержал его именно из-за больших затрат - вышло 24 миллиарда рублей.
В 2010 году Козак все же согласился за счет государства построить дорогу от нижней медиадеревни к верхней, но за гораздо меньшие деньги - 4 миллиарда рублей. Дороги же от трамплина до верхней деревни просто не будет. А с дорогой от границы участка, на котором расположен трамплин, до трибун и оттуда до стартовой площадки вышла страшная путаница.
Для нормальной работы трамплина эта дорога основная. По ней на объект должны ехать спортсмены и зрители. Однако в октябре 2010 года инспекционная комиссия МОК указала, что дорога слишком узкая.
Греф и Ткачев написали письмо в правительство о том, что "Красная Поляна" построить за свой счет улучшенную дорогу не сможет. "Олимпстрой" строить дорогу тоже так и не начал - на что сейчас указывают Билаловы. Сотрудник "Олимпстроя" объясняет, что проектировать и строить дорогу отдельно от трамплина нельзя, так как она является частью инженерной защиты всего объекта. Поэтому в мае 2012 года Козак решил, что дорогу все-таки будет строить "Красная Поляна".
Как рассказывают "Ведомости", срыв сроков привел к конфликту между Козаком и Билаловым. По словам источников, Козак был в ярости от того, что компания срывает проект, а Билалов напоминал в ответ, что власти не сдержали обещание построить инфраструктуру.
Как не повезло Билалову
К тому моменту, когда Билалов попал под горячую руку Путину, "Красной Поляной" уже год управлял Сбербанк, и, соответственно, за реализацию проекта тоже отвечал он. Однако против Билалова выступили все сразу - Козак, Греф и даже Ткачев, рассказывает сотрудник администрации президента. Но не в какой-то конкретный момент - просто в течение 2011 - 2012 годов они давали понять президенту, что в бедах проекта виноват именно Билалов. Сказался тот факт, что Билалов не имел доступа к Путину, сожалеет знакомый Билалова: "Он человек команды Медведева. Тогда как Козак, Греф и в меньшей степени Ткачев доступ к президенту имели".
Покинув Россию, Билалов продал 42% акций "Красной Поляны" структурам Михаила Гуцериева за 20 миллионов долларов.
Первоначально трамплин стоил 1,2 миллиарда рублей, но к апрелю 2012 года проект подорожал до 4,5 миллиарда. Решение Козака о том, что спорную дорогу строит "Красная Поляна", разом увеличило бюджет проекта вдвое - до 8,9 миллиарда рублей. В Сбербанке сейчас рассчитывают, что итоговые затраты не превысят 8 миллиардов рублей. Заработать на проекте Сбербанк, скорее всего, не сможет, признает Кузнецов: "Но окупить расходы Сбербанк по-прежнему надеется".