PICRYL

Намеченный на 19 февраля запуск ракеты-носителя "Союз" с первыми спутниками системы глобального доступа к интернету компании OneWeb отложили из-за обнаруженных в ракете неполадок. Об этом сообщил в своем микроблоге в Twitter основатель OneWeb Грег Уайлер. Новую дату пуска он не назвал.

Предполагалось, что ракета, запущенная с космодрома Куру во Французской Гвиане, выведет на орбиту шесть спутников OneWeb, но теперь запуск состоится позже намеченного срока. Причиной отмены старта Уайлер назвал "аномалию" с ракетой, отметив, что сами спутники компании полностью исправны. На сайте компании уточняется, что проблемы были выявлены в ходе проверки разгонного блока "Фрегат" (неполадки с ним уже становились причиной неудачных пусков российских ракет). При этом размещенный на сайте OneWeb счетчик, показывающий, сколько дней часов и минут осталось до старта ракеты-носителя со спутниками, все еще настроен на старт 19 февраля.

Накануне источник ТАСС в ракетно-космической отрасли сообщил, что в одном из трубопроводов разгонного блока "Фрегат" было обнаружено микроотверстие. По его словам, специалисты НПО им. С. А. Лавочкина на космодроме Куру работают над устранением выявленного дефекта. В пресс-службе Роскосмоса сообщили, что подготовка к запуску ракеты-носителя "Союз" проходит в штатном режиме. В госкорпорации уточнили, что "по ходу проверок всегда что-то проявляется, на это многофазные проверки и нужны".

Телекоммуникационная компания OneWeb была основана в Великобритании бывшим менеджером Google Грегом Уайлером. Компания планирует к 2027 году запустить 900 спутников, которые обеспечат доступ в интернет по всей планете. К настоящему времени инвесторы, в число которых входят компании Airbus Group, Coca-Cola, Virgin Group и Qualcomm, вложили в проект свыше 1,7 млрд долларов.

В 2015 году OneWeb подписала соглашение с французской Arianspace и структурами Роскосмоса на запуск нескольких сотен спутников связи. Они должны быть выведены на околоземную орбиту с помощью 21 ракеты-носителя "Союз" с космодромов Куру и Байконур. Первый запуск планировался на конец 2017 года, но с тех пор его уже не раз переносили. Общая стоимость контракта на запуск спутников для OneWeb составляет более 1 млрд долларов США – это самый крупный для России коммерческий заказ такого рода.

В России OneWeb летом 2017 года зарегистрировала совместное со структурой Роскосмоса предприятие, которое подало в Государственную комиссию по радиочастотам заявку на получение частот, необходимых для организации станций сопряжения: без одобрения этой заявки проект не сможет работать в стране легально.

Однако заявка до сих пор не рассмотрена, а против предоставления OneWeb необходимых частот в прошлом году выступили в ФСБ. В конце октября 2018 года представитель спецслужбы Владимир Садовников заявил, что реализация таких иностранных проектов поставит ряд российских регионов в полную зависимость от иностранных систем связи. По его мнению, единственным эффективным способом противостоять угрозам, возникающим от развертывания иностранных глобальных систем спутниковой связи для обеспечения широкополосного доступа в интернет, особенно в районах Арктики и Крайнего Севера, является ограничение их использования на территории РФ.

В начале января 2019 года глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин отметил, что госкорпорация продолжает дискуссию о будущем проекта спутниковой системы глобального доступа к интернету компании OneWeb и имеет достаточно аргументов в пользу этого проекта. По словам Рогозина, в Роскосмосе считают, что проект будет реализован в любом случае, но лучше, чтобы это произошло с участием России.

"Я понимаю скепсис коллег из ФСБ, они и должны занимать самую скептическую позицию, но надо иметь в виду, что эта орбитальная группировка нашими партнерами все равно будет создана, хотим мы этого или не хотим. Просто станции наземной инфраструктуры будут, может быть, не на нашей территории, а на территории Украины или других стран и полностью будут обеспечивать интернет-трафик. А мы выпадем из этого проекта, не имея возможности на него влиять и технически контролировать", – сказал Рогозин.