Довольно неоднозначно воспринято в Германии появление компьютерной игры "1378 (km)", действующими лицами которой являются гэдээровские пограничники и жители ГДР, решившие бежать через границу в Западную Германию, сообщает сайт Вести.ру со ссылкой на радио "Вести ФМ". Подробности развернувшейся в ФРГ дискуссии для радиостанции разъяснил корреспондент медиакомпании Deutsche Welle ("Немецкая волна").
Критики игры подвергли ее разработчика - 24-летнего студента Высшей художественной школы в Карлсруэ Йенса М. Штобера - жесткой критике. Новая "стрелялка" является покушением на человеческое достоинство, говорят они.
Однако сам Штобер так не считает, заявляя, что его шутер - это изменение самой культуры игры. По его словам, цель игры - заставить молодое поколение задуматься о черных страницах истории.
Между тем, сайт игры, как сообщают немецкие СМИ, уже неоднократно зависал из-за большого числа желающих скачать "1378 (km)". Разработчик обещает, что в ближайшее время появятся несколько новых сайтов для скачивания скандального шутера.
Пошлость или "искусство, раздвигающее границы"?
1378 километров - именно такой была протяженность внутригерманской границы во время противостояния между Востоком и Западом. На этой границе и на границе Западного Берлина, где в 1961 году была построена печально знаменитая Стена, за годы существования ГДР погибли, по разным оценкам, до 800 человек.
Одновременно в "1378 (km)" могут играть 16 человек. Участники могут выбрать для себя роль или "пограничника", или "беглеца" в условиях 1976 года. "Пограничник" может арестовать тех, кто решил бежать из ГДР, бежать вместе с ними или застрелить их. Игрок-пограничник думает, что чем больше беглецов он застрелит, тем больше очков наберет, как в традиционных шутерах. На размышление отводится от 30 до 60 секунд.
Однако, в этой игре многое на самом деле не так, как кажется на первый взгляд: тот, кто решил стрелять по безоружным людям, получает орден, но затем переносится из 1976 года в 2000 и оказывается на скамье подсудимых - таков сюжет этого шутера.
На организованной 10 декабря в связи с выходом игры пресс-конференции профессор университета в Карлсруэ Хайнер Мюльман заявил, что "этически шутер безупречен". "Драматургия игры такова, что игрок, который хочет набрать больше очков, убивая перебежчиков, оказывается проигравшим", - отметил профессор, которого цитирует журнал Spiegel.
Еще один профессор из Карлсруэ, Михаэль Белицки, пошел дальше и заявил, что игра является предметом искусства, а искусство "всегда стремилось раздвинуть границы".
Критики, тем не менее, считают подобный подход неверным. "Это была не игра", - заявил журналистам свидетель тех событий, один из тех, кто сумел перейти германскую границу в годы существования "железного занавеса".
Первоначально выпуск игры планировалось приурочить к 20-летнему юбилею воссоединения страны, отмечаемому в День германского единства 3 октября.
Причиной переноса стали многочисленные протесты немецких политиков и Общества памяти жертв секретной службы безопасности ГДР ("штази"), некоторые из которых назвали игру "глупой безвкусицей".
А восточногерманских пограничников, стрелявших в бегущих на Запад сограждан, действительно судили после воссоединения Германии в 1990 году, причем на основании законодательства уже не существующей ГДР. При этом доводы адвокатов о том, что подсудимые выполняли приказы своих командиров, им не помогли. В ходе разбирательства выяснилось, что не существовало ни одного письменного распоряжения открывать огонь, кроме постановления Политбюро ЦК СЕПГ, а признать этот партийный орган государственным суды не смогли.