Через месяц - в канун Нового года - часы отсчитают последние минуты моратория на повышение цен, введенного крупнейшими нефтяными компаниями России. Власти этому мешать не намерены. "Переговоров о продлении моратория на повышение розничных цен не ведется", - заявил вчера глава Федерального агентства по энергетике Сергей Оганесян. Однако нефтяники готовы продлить мораторий сами держать цены низкими вплоть до весны, сообщают "Известия".
"Мы объявим о своем решении ближе к концу года, - заверил "Известия" официальный представитель "Лукойла" Дмитрий Долгов, отметив, что оно будет "в зависимости от ситуации". "Если партия попросит продлить - продлим", -пошутили в "Русснефти". А в ТНК-ВР сказали, что будут двигаться "вместе с рынком". "Никому, в том числе и нам, не нравится, когда цены на заправках необузданно растут", - сказал Иван Гоголев, пресс-секретарь ТНК-ВР. В государственных нефтегазовых компаниях - в "Роснефти" и "Газпроме" от комментариев на эту тему отказались.
Эксперты полагают, что после Нового года цены расти не будут и для этого нет объективных условий. Кроме того, нефтяники и так не бедствуют. Даже при "замороженных" еще 19 сентября ценах их прибыли растут, потому что оптовые цены падают второй месяц подряд.
Это происходит по двум причинам. Во-первых, нефть дешевеет во всем мире, а вслед за ней снижаются российская экспортная пошлина на вывоз сырья, а также НДПИ, поскольку эти налоги напрямую привязаны к мировым ценам. Во-вторых, скорое приближение холодов уже успело сбить внутренний спрос на сырье. И в ближайшие недели он будет также падать. Поэтому нефтеперерабатывающие заводы вынуждены делать скидки покупателям, чтобы продать топливо. К примеру, ноябрьские оптовые поставки подешевели на 11%, а на декабрь оптовая стоимость тонны бензина в среднем снизилась на 25%.
Но розничные торговцы их примеру не следуют. Цены на АЗС продолжают расти мелкими шажками. В уходящем ноябре они выросли в среднем по стране на 0,1%. Похожую картину эксперты ожидают в будущем году. "Сильно завышать цены никто не будет - себе дороже, но и снижать их и делиться прибылью тоже добровольно никто не станет", - заявил сотрудник одной из крупных нефтяных компаний.