Западная пресса комментирует новость об уходе Михаила Фридмана с должности председателя правления ТНК-BP и сходится во мнении, что это событие стало признаком усиления напряженности между британской BP и AAR - ее российскими партнерами по совместному предприятию, пишет InoPressa.
Как сообщает The Wall Street Journal, глава ТНК-BP уходит на фоне новых трений. Уход Фридмана может быть попыткой дистанцироваться от руководства компанией в преддверии нового раунда конфликта между акционерами.
AAR подтолкнула ТНК-BP к рассмотрению возбуждения иска против BP по урону, нанесенному ей неудавшейся прошлогодней сделкой BP с "Роснефтью", осуществлению которой воспрепятствовали российские акционеры, говорится в статье.
Один из источников, близких AAR, заявил, "что российские акционеры потеряли доверие к BP как к партнеру". По словам источника, "партнерство с его нынешней структурой - 50 на 50, возможно, изжило себя".
"Патовая ситуация в ТНК-BP наносит ущерб обеим сторонам" - гласит заголовок еще одной статьи в The Wall Street Journal. По словам информированных источников, Фридман утверждает, что из-за несговорчивости BP компания не может работать. Совладельцы не смогли договориться о кандидатуре нового независимого члена совета директоров.
AAR ожидает, что BP выйдет из ТНК-BP, желательно путем продажи своей доли AAR. Но, по мнению автора, надежды тщетны: BP продаст свою долю AAR только за хорошие деньги.
Между тем пока в совете директоров нет кворума, BP не сможет получать дивиденды от ТНК-BP. Потому-то нынешняя патовая ситуация наносит ущерб обеим сторонам.
"Кремль отбрасывает длинную тень", возвещает The Times. В Москве ходят слухи, что Сечину поручено консолидировать топливно-энергетический комплекс, а Путин хочет превратить "Роснефть" в суперкорпорацию. Логично предположить, что Сечин положил глаз на долю AAR в ТНК-BP, и Фридман отошел от дел, чтобы расчистить дорогу для ее продажи "Роснефти, прогнозирует газета.
Британская The Guardian полагает, что ТНК-BP близка к коллапсу: шаг Фридмана восприняли как начало попыток российской стороны завладеть всей компанией.
Газета приводит слова неназванного "источника, близкого к Фридману" о намерении AAR заново провести переговоры о своих долях и изменить структуру партнерства. Источник также сказал, что российские акционеры надеются, что BP либо полностью уйдет, либо уменьшит свою долю и станет младшим партнером".
Неназванный "инсайдер из BP" прокомментировал это так: "Только полоумный вступит в партнерство с AAR, не имея блокирующего пакета".
Еще одна статья в The Times приводит мнение аналитика Питера Хаттона: если ситуация отрицательно скажется на повседневной работе ТНК-BP, это заставит все стороны поторопиться с решениями, и дело кончится либо уходом одного из партнеров, либо проведением IPO компании.
Вероятно, тема ТНК-BP вернется в повестку дня британо-российских дипломатических отношений, считает газета.
Между тем дивиденды, которых BP не может получить от ТНК-BP из-за конфликта, - важный источник дохода. В 2011 году они составили 3,75 млрд долларов, а сама BP тогда выплатила своим акционерам 4,1 млрд дивидендов, сообщает The New York Times. Фридман и другие российские акционеры с января 2011 года конфликтуют с BP в суде и руководящих органах компании.
"BP и олигархи вошли в стадию "эндшпиля" в борьбе за совместное предприятие в России?" - вопрошает в заголовке в блоге на сайте The Guardian обозреватель Нильс Прэттли. В примирение BP и AAR мало кто верил: "слишком глубока была обида на безуспешную попытку BP заключить с "Роснефтью" сепаратное соглашение об освоении Арктики", - поясняет автор.
"Скорее, российские акционеры сами хотят выкупить долю BP или ее часть. Но BP ни за что не согласится стать миноритарным инвестором - к чему ей новые неприятности? А Дадли знает, что лишится своего поста, если согласится продать долю не по высочайшей цене, которую AAR вряд ли предложит", - говорится в статье.
Акции BP на бирже падают. "В глазах стратегически мыслящего олигарха это идеальный момент для провоцирования новых тревог у акционеров BP", - полагает журналист.
"Очередной кризис в отношениях BP с ее партнерами - российскими олигархами" - так называется статья в блоге на сайте Foreign Policy. Российская сторона пытается сильно перетрясти ТНК-BP, считает обозреватель Стив Ливайн. Неясно лишь, что это - новая фаза бряцания оружием или конец партнерства?
Кажется, отношения BP с ее российскими партнерами испортились из-за неумения наладить связь между разными культурами, замечает автор: "чопорные британцы и драчливые олигархи, похоже, просто говорили на разных языках в том, что касалось бизнеса". Когда же в отношениях наступал кризис, олигархи обычно брали верх, поскольку они близки к Кремлю и лучше ориентируются в родной стране. Фридмана автор именует "в высшей степени храбрым противником".
Возможно, стороны и впрямь стремятся к "разводу", по выражению автора. Не факт, что главная причина раздоров - деньги. "Скорее, спор о том, кто получит дом и право опеки над детьми", - метафорически пишет автор.