Арест экс-банкира Бориса Сокальского спровоцировал скандал в Арбитражном суде: несмотря на то, что он там проработал всего неделю, по странному совпадению - именно в составе суда, который рассматривал банкротства банков. Кроме того, выяснилось, что и так немаленький объем злоупотреблений может достичь фантастических масштабов - пока Сокальскому предъявили лишь четверть обвинений.
По данным "Времени новостей", в ближайшее время следователи планируют вменить Сокальскому еще несколько аналогичных эпизодов об обналичивании еще почти 250 млрд рублей. До сих пор такой порядок цифр при оценке масштабов преступной деятельности фигурировал лишь в "деле ЮКОСа", отмечает издание.
- Скандал в Арбитраже: Сокальский мог манипулировать делами банков, опасаются в АСВ
- Дело "формально не связано с расследованием убийства Козлова"
"Мы выявили, что основными кредиторами НЭП-банка (его возглавлял Сокальский) являлись физические лица - пенсионеры, - рассказал "Времени новостей" первый заместитель гендиректора АСВ Валерий Мирошников. - Однако это было лишь прикрытие. В один прекрасный момент все активы банка были выведены за рубеж. А буквально за день до того, как были оформлены соответствующие документы, Сокальский написал заявление об уходе. После этого исполняющим обязанности главы банка был назначен Владимир Кит, который подписал все нужные документы и вскорости скоропостижно скончался. В возбуждении уголовного дела нам тогда отказали, потому что фигурант умер".
Но СК все же возбудил тогда дело по факту незаконной банковской деятельности, упоминавшейся в бумагах Росфинмониторинга и АСВ. Полтора года следствие пыталось установить организатора этих махинаций. И только недавно следователям, по их словам, удалось получить веские доказательства причастности к этому Сокальского. Следствие установило, что он официально, в качестве председателя правления, занимал пост только в одном банке - НЭП, во всех остальных он нигде по документам не значился, но управлял ими. По информации следствия, именно он был теневым владельцем ряда банков, которые проходят в деле.
"Сокальский всегда "работал" по одной схеме обналичивания денег, - рассказал "Времени новостей" начальник управления СК Игорь Соколов. - Через фирмы-пустышки (зарегистрированные на утерянные паспорта или подставных лиц), существовавшие лишь на бумаге, как Фонд стратегического планирования, в подконтрольные ему банки перечислялись различные суммы денег из различных организаций. Это позволяло клиентам банка уходить таким образом от налогов, рассчитываясь со своими сотрудниками "серой" зарплатой в конвертах. В день, по нашим данным, через банк проходило от 300 до 800 млн рублей. За эту услугу банк получал 2%, а его руководство из уже обналиченных сумм оставляло себе еще 10%". Использовав таким образом один банк, организатор афер, как только начинались проблемы с контрольными органами, по словам сыщиков, тут же выводил оставшиеся активы в зарубежные офшоры и покупал новый, который стоил от 800 тыс. до 1,5 млн долларов.
По данным СК, в 2004-2005 годах подозреваемый с соучастниками обналичил как минимум еще 235 млрд рублей, 391 млн долларов и 66 млн евро.
Скандал в Арбитраже: Сокальский мог манипулировать делами банков, опасаются в АСВ
Выйти на "организатора преступной группы" оказалось непросто еще и потому, что следствие до сих пор не располагает информацией, где Сокальский проживал. Для сыщиков стало полной неожиданностью, когда они узнали, что бывший банкир устроился работать в арбитражный суд Москвы на должность секретаря судебного заседания. По словам оперативников, участвовавших в задержании бывшего банкира, ему "помогли устроиться в суд за определенную плату".
Впрочем, в суде утверждают, что Сокальский просто пришел по объявлению о вакансии, опубликованному на сайте в интернете.
Тем не менее, как отмечает "Коммерсант", очень странно, что он работал именно в составе суда, который занимался банкротствами банков. Первый судебный состав арбитражного суда Москвы, возглавляемый Натальей Спаховой, рассматривает дела о банкротстве. В частности, судья этого состава Владимир Кобылянский ведет дело о принудительной ликвидации банка "Центурион", а судья Маргарита Герасимова – о банкротстве НЭП-банка, которые контролировал господин Сокальский. Сам же Борис Сокальский, работая секретарем судебного заседания, успел поучаствовать, например, в деле о завершении процедуры банкротства банка "Актив", конкурсным управляющим которого выступает Агентство по страхованию вкладов.
Там Сокальского хорошо знают, но просто не могли поверить и признать в скромном секретаре на зарплате 8 тысяч рублей в месяц банкира с темным прошлым. "Даже мысль о подобной переквалификации банкира не могла прийти в голову", - сказал первый заместитель гендиректора АСВ Валерий Мирошников. "Я не исключаю, что, получив доступ к материалам судебных дел, господин Сокальский мог совершить какие-либо манипуляции с документами", - опасается он.
Дело Сокальского "формально не связано с расследованиемубийства Козлова"
Арест бывшего банкира Бориса Сокальского и расследование убийства зампреда Центробанка РФ Андрея Козлова - это два самостоятельных уголовных дела, сообщил "Интерфаксу" источник в МВД, знакомый с материалами расследования.
Он разъяснил, что Сокальский подозревается в организации схем, с помощью которых отмывались большие суммы денег. "Экс-банкир подозревается в покупке банка с целью обналичивания денежных средств", - сказал источник, добавив, что обороты банков, принадлежащих Сокальскому, достигали 800 млн рублей в день.
Источник напомнил, что в сентябре 2005 года ЦБ отозвал лицензию на осуществление банковских операций у банка "Новая экономическая позиция", принадлежащего Сокальскому. "В этом можно усмотреть параллели с убийством Андрея Козлова, поскольку именно он в ЦБ отвечал за борьбу с "обналичкой", однако доказательствами, указывающими на взаимосвязь между двумя уголовными делами у нас пока нет", - сказал собеседник агентства.