Вести

После конфликта с российскими партнерами главный исполнительный директор ТНК-ВР Роберт Дадли покинул Россию и устроил секретную штаб-квартиру в Европе.

Дадли предпринял чрезвычайные меры, чтобы засекретить свое местоположение. В частности, особые меры направлены на то, чтобы не допустить отслеживания его телефонных переговоров и электронной почты. Где он находится, знают считанные сотрудники ВР, а с собой он взял лишь небольшую группу лично отобранных помощников, пишет Times (полный текст на Inopressa.ru).

Дадли ретировался с целью избежать кампании "плотного преследования" со стороны властей. Председатель совета директоров ВР Питер Сазерленд сказал: "Вопреки предположениям, его нет ни в офисах ВР, ни в нашей лондонской штаб-квартире. Я не собираюсь раскрывать его местонахождение, но я не думаю, что его здоровью что-нибудь угрожает".

Окончательное решение Дадли принял в последнюю минуту. По словам его сторонников, приведенных Financial Times одним из решающих аргументов стал поданный 16 российскими топ-менеджерами иск, в котором они обвиняют главного исполнительного директора в дискриминации и требуют его увольнения.

Однако Дадли, находясь за пределами России, не сможет бесконечно оставаться официальным главой ТНК-ВР, указывает издание. Еще несколько месяцев он сможет принимать решения финансового и стратегического характера, однако возникнет необходимость и в разрешении оперативных задач. Если Дадли не удастся вернуться, ВР придется назначить на его место нового человека.

Британцы упрекают Кремль в "негласном вмешательстве"

28 июля помощник президента России Аркадий Дворкович заявил в связи с делом Дадли, что государство не должно вмешиваться в конфликт ТНК-ВР, который является конфликтом акционеров. Дворкович не соглашается с тем, что российские власти оказывают давление на компанию.

"Практически представители всех ведущих государств на эту тему уже высказались, что является применением административного ресурса, и нам всем этого нужно избегать", - подчеркнул Дворкович.

"Думаю, никаких рисков для ТНК-ВР в России нет, и акционеры сами должны решить, как им действовать дальше", - сказал он- "Такие примеры в рыночной практике есть, и надеюсь, что акционеры полностью урегулируют все разногласия".

Председатель межпартийного комитета английского парламента по российско-британским отношениям Марк Притчард, который вскоре приедет в составе парламентской делегации в Москву, готов предъявить Кремлю претензию: "Перед нами очередной пример негласного вмешательства Кремля в дела иностранных инвесторов в России. В долгосрочной перспективе это негативным образом скажется на инвестиционном климате в России", цитирует парламентария Times.

"Российская экономика подконтрольна государству и коррумпирована", комментирует ситуацию The Wall Street Journal. Сегодня делать инвестиции в России – все равно что обниматься с медведем. Любой, кто вкладывает в обильные российские нефтегазовые месторождения серьезные деньги, должен быть готов к тому, что с него снимут три шкуры, выгонят из города, посадят в сибирский лагерь, а то и сделают что-нибудь похуже.

Так что не станем особенно лить слезы по ВР, пишет газета, - британская компания осознавала, что делает, когда вкладывалась в ТНК-ВР: к тому моменту Total, Dutch Shell, ExxonMobil и Amoco уже наступили на российские грабли.

Постоянное ослабление законности в России – это тревожное знамение времени, полагает WSJ. Washington Post согласна с этим мнением. Хотя Медведев удивительно резко высказывался о "правовом нигилизме", пишет газета, за три месяца его правления "правовой нигилизм" стал девизом его администрации.

Потеря контроля над компанией - вопрос времени

ВР пытается дезавуировать рассуждения о том, что теперь потеря контроля над российской компанией для ВР – это лишь вопрос времени. Глава ВР Тони Хейворд сказал: "Мы намерены отстаивать свою позицию и не собираемся поддаваться запугиванию". Но и в ВР признают, что "правительство в изгнании" во главе с Дадли годится лишь в качестве временного решения – может быть, на три-четыре месяца.

На экстраординарные меры по сохранению контроля над компанией Дадли пошел после нескольких месяцев "спланированных преследований" (по выражению представителей ВР) со стороны российских властей, которые, как полагают в компании, проводились по инициативе AAR.

В последние недели Дадли и другие менеджеры по несколько раз в неделю отключали свои мобильные телефоны – из опасений, что в них установлены "жучки".

AAR "категорически" отрицает, что неприятности ТНК-ВР с российскими властями как-либо связаны со все более агрессивной кампанией по смене руководства совместного предприятия, проводимой консорциумом. Четыре миллиардера хотят добиться отставки Дадли и осуществления ряда системных и стратегических реформ на предприятии.